Было время, когда «ё» не было. Но как-то раз, 29 ноября 1783 года (по новому стилю), княгиня Екатерина Романовна Дашкова предложила академикам написать слово, обозначающее вечнозелёное растение. Те написали сообразно правилам того времени: «iолка». Как, две буквы на один звук? – изумилась Екатерина Романовна и тут же предложила объединить два звука, нарисовав мелом на доске: Ё. И приписала: «ЁЛКА, ЁЖЪ». Учёные мужи, видимо, от неожиданности, тут же утвердили новую букву.

Вот так, с лёгкой руки женщины родилась самая «брутальная», по мнению русскоговорящих, удивительная буква Ё. Удивительная, но невезучая.

Вот интересно, почему, если вы напишете карова или жызнь, на вас будут показывать пальцем, а если елочка и шерстка вместо ёлочка и шёрстка, то никто особо внимания не обратит. Значит, «а» вместо «о» — нельзя, ошибка, а «е» вместо «ё» — можно? Где справедливость?

Казалось бы, не самые глупые люди в истории России и радетели русской культуры продвигали и пропагандировали букву «ё»: Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.И. Даль, Л.Н. Толстой…  И порядковый номер в русском алфавите ей достался счастливый  — №7. И специальный справочник «Употребление буквы Ё» был выпущен, уже в ХХ веке.

Бытует легенда,  что сам товарищ Сталин потребовал использовать эту букву на письме и в печати. Случилось это после того, как ему  принесли на подпись постановление на присвоение генеральского звания нескольким военным, а он не смог понять, Огнев или Огнёв правильная фамилия. Представляете, как удивились читатели «Правды», вдруг увидев букву «ё» в номере от 7 декабря 1942 года, где было опубликовано то самое постановление, в то время как 6 декабря этой буквы и в помине не было? А 8 декабря уже все центральные газеты печатались с буквой «ё». Но, увы, в постсоветское время  «ё» постепенно стала исчезать со страниц периодики.

Неужели сыграло роль высокомерное убеждение, бытовавшее ещё в среде дворян, что  «ё», мол, простонародная буква — из-за привычки крестьян много ёкать? И якобы негоже образованному человеку в письменном виде её изображать. Изменения игнорировал и церковнославянский язык, поэтому священники говорят «братья и сЕстры», «житиЕ твоЕ»

Но, думается, дело здесь вовсе не в спеси писателей и журналистов, а в обычной русской лени – а именно лени машинисток. Ведь раньше на печатных машинках совсем не было буквы «ё», и машинисткам приходилось гонять туда-сюда каретку, печатая сначала букву Е, а потом, прицельно, две точки над ней. И на первых клавиатурах компьютеров эта буква тоже отсутствовала. Да и сейчас, на современных клавиатурах, она где-то на задворках притулилась, не сразу и найдёшь…

Надо признать, «Новороссийский рабочий» тоже долгое время игнорировал «ё» на своих страницах и только сравнительно недавно взял курс на «ёфикацию». О чём нисколько не жалеем.  И даже наступает лёгкий ступор, когда, перелистывая старые подшивки, вдруг натыкаешься на постоянные рубрики типа «Зверье мое» или «Все по нотам». То ли дело сейчас!

И совесть наша чиста перед великим и могучим, что не уродуем мы его, а храним. И читателям услугу оказываем, лишний раз напоминая, что всё-таки правильно произносить свЁкла, сЁрфинг, осуждЁнный, новорождЁнный, КонЁнков, НеЁлова, КЁльн и т.д. Ведь все помнят из школы, что ударение всегда падает на «Ё»? Вот такая буква-ударница.

И вообще, без неё трудно понять, например, «все» или «всё», «осел» или «осёл», и что, в конце концов, имел в виду герой романа А. Толстого «Пётр Первый», произнесший: «При этаком государе мы передохнем!»

Вон она, буква «Ё», в левом верхнем углу клавиатуры, гордо поглядывает сверху на остальные буквы… Поблёскивает мини-короной из двух точек… Такая упрямая и такая родная… С днём рождения, именинница!