Спецпроект «Своевременное искусство» состоялся в рамках фестиваля «Театральная гавань». Новороссийская команда Молодежного проекта «(Не)встол»  вдохновилась спектаклем Няганского театра юного зрителя, показанным на фестивале, и создала свое событие. 

Напомним: молодые няганцы показали в городе-герое спектакль-концерт, где звучали рэп, и рок. А новороссийцы, воодушевившись их выступлением,  сделали инсталляции,  посвященные поэтам серебряного века,  привлекли Новороссийский муниципальный драматический театр им. В Амербекяна со спектаклем, посвященным жизни и творчеству Анны Ахматовой.  

Собравшиеся познакомились и с творчеством новороссийской поэтессы Елизаветы Кругловой (стихи читала сама автор), выступил перед слушателями  молодой и стремительно набирающий обороты инди-артист Cafard, создающий музыку в жанре романтик-поп. Его треки можно услышать в «Новых Папиных дочках» на СТС.

Креативное пространство этого события начиналось прямо со ступеней, ведущих в зал. Они были усыпаны листами рукописей со стихами. А дальше зрители с интересом рассматривали инсталляции  «Марина Цветаева», «Анна Ахматова», «Осип Мандельштам», «Николай Оцуп», «Алексей Крученых», «Николай Гумилёв», размышляя, кому посвящена та или иная.

На входе, например, можно было увидеть фигуру в шляпе. Перед сидящим за столом «мужчиной» — накрытый стол. Один прибор – с чернильницей, другой с петлей. Третий —  с пистолетом. «То ли чай пойти выпить, то ли повеситься?» — вспомнилась мне цитата из Чехова. Гости с удовольствием фотографировались в этом интерьере. Авторы инсталляций пытались донести до собравшихся сложные философские темы: борьбы поэта за возможность выразить себя  и сложности выбора, который нередко встает перед творческим человеком. 

Особо прозвучал перфоманс «Побег». Над смыслом действа, талантливо исполненного актерами НМДТ — Екатериной Васечко и Вячеславом Милентьевым, еще долго размышляли. Господин в плаще и девушка, бегущая по беговой дорожке. Бегство ли это от себя? Или от действительности? И что нам мешает быть собой? Слои одежды, людское мнение?

Фото Виктории Николаенко. Екатерина Васечко и Вячеслав Милентьев. Перфоманс

Неожиданным для гостей стало появление в зале организаторов, несущих  горячие горшочки с едой. Собравшимся предложили вкусить простую пищу, которая была на столах у поэтов серебряного века и, очень даже возможно, вдохновляла их на стихи.

Молодые люди с восторгом угадали в одном из горшочков манную кашку. Автор этих строк с удовольствием угостилась перловкой, тушеными грибочками и мясом. Предлагались также шарлотка, квашеная капуста. Вкусно, сытно. И, можно сказать, креативно. Ведь многие из присутствующих молодых людей пробовали манку впервые – это уже то поколение детей, которое выросло после того, как диетологи развенчали миф о пользе этой каши.

Кульминацией проекта стал спектакль Новороссийского муниципального драматического театра «Простить себя». Я смотрела его уже в третий раз, но это не мешало мне по-новому воспринимать те или иные повороты сюжета. Невероятная работа актрис — Виктории Десятовой, Елены Вербицкой и Дианы Сковрунской, заслужила шквала аплодисментов от публики. Сидя в темном зрительном зале, я видела, как некоторые девушки тайком вытирали слезы.

«Невероятно, сколько же пришлось пережить поэтам!» — сокрушалась моя соседка по креслу,  — Какие нелегкие судьбы!»

Искусствовед Екатерина, с которой мы разговорились в перерыве, рассказала, что в детстве она играла «в библиотеку»:

— Не знаю почему, но я назвала ее библиотекой имени Николая Гумилева. Я так понимала, что библиотека по определению должна носить чье-то имя! И, конечно же, сегодняшнее событие я как основатель такой библиотеки никак не могла пропустить.

Отдельно мне хотелось бы рассказать про наряды публики. Столько модной молодежи на одной площадке увидеть удается нечасто. Шорты ажурные и с оборочками, кепи, заменяющие шляпки, какие-то невероятные кофточки, шарфы и платки. Креативное пространство требует соответствующей одежды.

Напомним, что проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

@pfci_grants