По образованию Татьяна – экономист, окончила наш ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова. Волей судьбы её с супругом занесло в Амстердам, где пришлось какое-то время жить. Чтобы не скучать за границей, молодая женщина брала уроки у самой Анны Волковой, известной питерской художницы, которая сумела стать популярной в Европе. Затем Татьяна пошла учиться ботанической живописи.
– Я с детства любила лекарственные растения, могла долго рассматривать изображения этих растений в медицинских справочниках. Мне нравились внешний вид, морфология, – рассказывает Татьяна. – Ботаническая живопись популярна в Англии, где культ садов и действует английское ботаническое сообщество. Около трёх лет я училась дистанционно в этом сообществе.
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/11.jpg)
Многие читатели не знают, что это такое, и это нормально, ведь в России такой вид искусства не популярен. То ли дело в Европе. Ботаническая живопись – это техника гиперреалистичного изображения растения, где все нюансы важны. Качественная работа не сильно отличима от фотографии. А в некоторых случаях и более точна, ведь фотография не передаёт всех оттенков цвета.
– Курс был сложным, на создание одной работы порой уходило до двух месяцев, – продолжает Татьяна Белоконская. – Но учиться было интересно, педагоги английской ботанической школы работы буквально рассматривали с лупой. Однажды я так старалась, что на бумаге остались следы от стирания. «Вы так старались, что протёрли бумагу до дыр», – заметила педагог, рассматривая картину, выполненную акварелью.
Теперь Татьяна может похвастать наличием диплома с отличием английского ботанического сообщества. А с недавних пор наша землячка стала и членом Союза ботанических художников России, он был создан семь лет назад. В этом году Татьяна организовала в Новороссийске первую выставку таких работ – «Палитра Кавказских гор», куда пригласила со своими трудами художников-ботаников из других городов.
– Ботаника учит художника терпению. Качественная работа пишется очень долго – не меньше месяца. А вау-эффект достигается благодаря гиперреализму. Ботаники умеют передать форму, фактуру, цвет и даже запах. Слива на такой картине пахнет, – удивляет Татьяна.
Три года назад, когда к нам пожаловал ковид и всем пришлось сидеть на карантине, Татьяна Белоконская увлеклась ботаникой в гипсе, нашла онлайн-курс, прошла обучение. И сегодня она отливает барельефы с ботаническими сюжетами.
Художница сначала раскатывает глину с помощью скалки, выставляет опалубку, погружает в пластичную глину растения. Затем аккуратно извлекает их пинцетами. В глиняную форму, уловившую все детали растения, даже крохотные волоски, не заметные человеческому глазу, заливает жидкий гипс, даёт ему застыть – и ботанический барельеф готов! Потом остаётся его очистить от следов глины и затонировать акварельными красками, если это нужно. А иногда даже этого не требуется.
– Ботанический барельеф придумала англичанка, которая желала сохранить память о своём свадебном букете. Получилось объёмное изображение цветов, – рассказывает Татьяна.
Самое сложное в процессе создания ботанического барельефа – это подготовка глины. Художница её замачивает, выминает руками, раскатывает. Катать глину в течение нескольких часов, чтобы довести её до состояния пластилина, – большой труд. Чтобы глина потом не засыхала, её нужно особым образом хранить, если высохла, то весь процесс надо начинать сначала.
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/15.jpg)
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/14.jpg)
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/13.jpg)
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/12.jpg)
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/10.jpg)
Растения для ботанического барельефа тоже нужны особые. Есть такие, из которых барельеф не получится. Например, не созданы для подобных композиций тюльпаны, они разваливаются, не держат форму. Много возни с орхидеями и цветком граната. Для создания барельефа художница использует только свежие цветы, не сушёные.
– Требуются исключительно свежие и напитанные соком растения. Я очень люблю разнотравье. Они дают динамику композиции, движение ветра. Иногда в барельефе заметны волоски растения, которые ты не увидел невооружённым глазом.
Татьяна признаётся, что в последнее время она живёт, рассматривая растения и подыскивая нужную фактуру для создания ботанических барельефов. Особый шик – использование растений с корнями. Обычно мы любуемся цветком, но этот вид искусства позволяет восхититься сложностью и извилистостью корней. Отлитые в гипсе корни порой сложны, геометричны, изящны и более интересны, чем бутон. Например, хороши корни орхидеи – именно с этим цветком часто работает художница. Кстати, обычно растение не погибает после манипуляций с ним, Татьяна отвозит его маме, которая высаживает орхидеи в горшки, и те продолжают свою жизнь, радуя окружающих обильным цветением.
Вы спросите: сложно ли изготавливать ботанический барельеф, нужно ли для этого наличие специального образования? Татьяна говорит, что не нужно. Недавно она в качестве благотворительной акции провела мастер-класс в доме для инвалидов и престарелых. Так вот, с созданием барельефа справилась даже женщина-инвалид с одной рукой.
![](https://novorab.ru/wp-content/uploads/2023/09/17.jpg)