По образованию Татьяна – экономист, окончила наш ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова. Волей судьбы её с супругом занесло в Амстердам, где пришлось какое-то время жить. Чтобы не скучать за границей, молодая женщина брала уроки у самой Анны Волковой, известной питерской художницы, которая сумела стать популярной в Европе. Затем Татьяна пошла учиться ботанической живописи.

– Я с детства любила лекарственные растения, могла долго рассматривать изображения этих растений в медицинских справочниках. Мне нравились внешний вид, морфология, – рассказывает Татьяна. – Ботаническая живопись популярна в Англии, где культ садов и действует английское ботаническое сообщество. Около трёх лет я училась дистанционно в этом сообществе.

Многие читатели не знают, что это такое, и это нормально, ведь в России такой вид искусства не популярен. То ли дело в Европе. Ботаническая живопись – это техника гиперреалистичного изображения растения, где все нюансы важны. Качественная работа не сильно отличима от фотографии. А в некоторых случаях и более точна, ведь фотография не передаёт всех оттенков цвета.

– Курс был сложным, на создание одной работы порой уходило до двух месяцев, – продолжает Татьяна Белоконская. – Но учиться было интересно, педагоги английской ботанической школы работы буквально рассматривали с лупой. Однажды я так старалась, что на бумаге остались следы от стирания. «Вы так старались, что протёрли бумагу до дыр», – заметила педагог, рассматривая картину, выполненную акварелью.

Теперь Татьяна может похвастать наличием диплома с отличием английского ботанического сообщества. А с недавних пор наша землячка стала и членом Союза ботанических художников России, он был создан семь лет назад. В этом году Татьяна организовала в Новороссийске первую выставку таких работ – «Палитра Кавказских гор», куда пригласила со своими трудами художников-ботаников из других городов.

– Ботаника учит художника терпению. Качественная работа пишется очень долго – не меньше месяца. А вау-эффект достигается благодаря гиперреализму. Ботаники умеют передать форму, фактуру, цвет и даже запах. Слива на такой картине пахнет, – удивляет Татьяна.

Три года назад, когда к нам пожаловал ковид и всем пришлось сидеть на карантине, Татьяна Белоконская увлеклась ботаникой в гипсе, нашла онлайн-курс, прошла обучение. И сегодня она отливает барельефы с ботаническими сюжетами.

Художница сначала раскатывает глину с помощью скалки, выставляет опалубку, погружает в пластичную глину растения. Затем аккуратно извлекает их пинцетами. В глиняную форму, уловившую все детали растения, даже крохотные волоски, не заметные человеческому глазу, заливает жидкий гипс, даёт ему застыть – и ботанический барельеф готов! Потом остаётся его очистить от следов глины и затонировать акварельными красками, если это нужно. А иногда даже этого не требуется.

– Ботанический барельеф придумала англичанка, которая желала сохранить память о своём свадебном букете. Получилось объёмное изображение цветов, – рассказывает Татьяна.

Самое сложное в процессе создания ботанического барельефа – это подготовка глины. Художница её замачивает, выминает руками, раскатывает. Катать глину в течение нескольких часов, чтобы довести её до состояния пластилина, – большой труд. Чтобы глина потом не засыхала, её нужно особым образом хранить, если высохла, то весь процесс надо начинать сначала.

Растения для ботанического барельефа тоже нужны особые. Есть такие, из которых барельеф не получится. Например, не созданы для подобных композиций тюльпаны, они разваливаются, не держат форму. Много возни с орхидеями и цветком граната. Для создания барельефа художница использует только свежие цветы, не сушёные.

– Требуются исключительно свежие и напитанные соком растения. Я очень люблю разнотравье. Они дают динамику композиции, движение ветра. Иногда в барельефе заметны волоски растения, которые ты не увидел невооружённым глазом.

Татьяна признаётся, что в последнее время она живёт, рассматривая растения и подыскивая нужную фактуру для создания ботанических барельефов. Особый шик – использование растений с корнями. Обычно мы любуемся цветком, но этот вид искусства позволяет восхититься сложностью и извилистостью корней. Отлитые в гипсе корни порой сложны, геометричны, изящны и более интересны, чем бутон. Например, хороши корни орхидеи – именно с этим цветком часто работает художница. Кстати, обычно растение не погибает после манипуляций с ним, Татьяна отвозит его маме, которая высаживает орхидеи в горшки, и те продолжают свою жизнь, радуя окружающих обильным цветением.

Вы спросите: сложно ли изготавливать ботанический барельеф, нужно ли для этого наличие специального образования? Татьяна говорит, что не нужно. Недавно она в качестве благотворительной акции провела мастер-класс в доме для инвалидов и престарелых. Так вот, с созданием барельефа справилась даже женщина-инвалид с одной рукой.