Жажда перемен

Как прокладывали важнейшую для страны магистраль, Николай Семёнович рассказал на недавней встрече с молодёжью в Новороссийском историческом музее-заповеднике.

Будущий бамовец учился в Новороссийском профессиональном училище № 16, отслужил в армии, вернулся и работал на вагоноремонтном заводе.

– Приелась жизнь по расписанию, – вспоминал на встрече с молодыми людьми  Николай Сторчак. – Утром – на завод, вечером – с завода. Хотелось перемен. Говорю секретарю комитета комсомола ВРЗ Коле Туличенко: «Я бы уехал на какую-нибудь комсомольскую стройку». И вот однажды меня по громкой заводской связи вызывают в комитет комсомола.  Говорят: строится какой-то БАМ, в горкоме ВЛКСМ предлагают ехать. И я поехал как комиссар отряда строителей. В крайкоме комсомола встретился с командиром отряда. Это, оказывается, был самый первый комсомольско-молодёжный отряд строителей БАМа, который отправился туда из Краснодарского края. Со всех районов Кубани нас 20 человек было.

Сначала мы побывали на XVII съезде комсомола. Там и другие были отряды со всей страны – всего 600 человек. Мы дали клятву, что БАМ построим. И мы его построили! Правда, из 20 человек нашего отряда, приехавших на стройку с Кубани, некоторые уехали домой уже через месяц, некоторые – через годы. Я отработал 20 лет.

10 отрядов высадили на станции Шимановской. К приезду комсомольцев готовились заранее. Нас уже ждало жильё. Щитовые домики по 8 квартир. В каждой квартире селилось по 4-5 человек. Готовили сами. Потом уже построили столовую.

Климат, конечно, был суровый, тайга непроходимая, зимой минус 40-50 градусов мороза. Но мы работали. Приходит мастер и спрашивает: «Чего вы здесь, ведь температура – минус 61?». А нам жарко!  В одних энцефалитках  – так мы называли специфическую одежду для тайги – трудились.

Первые годы бамовцы не знали, что такое выходные. Работали весь световой день, сколько хватало сил. Никто никого не заставлял перерабатывать.  В минуты свободного времени многие занимались спортом, это помогало снимать усталость. Если была возможность, шли на охоту или рыбалку.

Как в детективе

В Шимановском мы возводили домостроительный комбинат. Такое вот  у нас тогда задание было. Этот комбинат должен был обеспечить строительными конструкциями возведение производственных и социальных объектов по всей линии БАМа.

 регулярно, поэтому простоев не было. От нас требовались только рабочие руки. Нам понадобилось полтора года на строительство ДСК. Но мы хотели на трассу, на БАМ!

И вот 13 ребят из разных отрядов, которые хорошо знали друг друга, собрались вместе и отправились в штаб ЦК комсомола в Тынде. Начальником штаба там был Валентин Сущевич. Я его хорошо знал. Говорю: «Валя, мы хотим поехать работать на трассу». Ведь многие стремились саму железную дорогу строить, а не инфраструктуру к ней. БАМ для многих – это в первую очередь дорога для поездов. «Хорошо, уедете», – отвечает Сущевич. «Так нас из Шимановска не отпускают, – говорю Валентину. –  Там ведь ещё много чего строить надо. В райкоме партии боятся, что за нами на трассу другие побегут».

А потом, как в детективе. После визита в штаб ЦК нас на вертолёте доставили в безлюдную тайгу, за 240 километров от Тынды. Там установили вагончик, в котором все 13 человек и жили. Сразу взялись за строительство более подходящего для тайги жилья. Машины по зимникам привозили детали для сборки деревянных домов, продукты. 

После того, как у нас появилось жильё, стали просеку под магистраль рубить. Работа эта, казалось, никогда не закончится. Зимой вырубили сосны, а весной, когда сошёл снег, видим, что пеньки вымахали в рост человека. Начинай всё сначала!

Потом бригада работала на укладке рельсов. Технология диктовала беспрерывный цикл, вспоминает Николай Семёнович, здесь уже не до занятий спортом.

У бамовцев были и свои привилегии. Им, как и советским морякам, выдавали чеки. Только моряки чеки отоваривали в специальных магазинах с импортными товарами, а строители могли накопить на автомобиль.  Но Николаю Семёновичу  машина не досталась – когда он накопил достаточно чеков,  наступили 90–е.

 Личная жизнь комсомольцев

С супругой своей Николай Семёнович тоже познакомился на БАМе. Таиса Тихоновна туда приехала без всяких путёвок с Сахалина, работала медсестрой в больнице.

Она рассказала на встрече в музее, как был налажен быт на ударной комсомольской стройке. Жила вместе с подругами  вначале в вагончике, потом в щитовом домике.  Приходилось вручную и дровами запасаться, и воду привозить в бочках да быстро в дом занести, пока не замёрзла.

– Мы, три медсестры, очень дружили. Старались работать в одну смену. Если я задерживалась, то меня ждали подруги, чтобы вместе пойти из больницы домой, – вспоминает Таиса Сторчак. – А это километров пять. Никакого общественного транспорта тогда на БАМе не было. С двух сторон зимника тайга. Но страшно не было. Однажды я шла домой одна. Останавливается идущий мимо КамАЗ, водитель приглашает сесть  – я сажусь. Никакого страха не было, что незнакомый человек куда-то завезёт.  Считалось неприличным не подвезти женщину, которая одна на таёжной дороге.

Вокруг Тынды было множество посёлков, которые сооружали для различных стройотрядов.  В одном из них жила и Таиса Тихоновна. Лес был рядом. В двухстах метрах от дома можно было грибов набрать. Но из диких зверей только бурундуки. Позже, когда Тында отстроилась, поблизости от посёлков видели медведей. Но они к людям не приближались.

– Даже в небольших бамовских посёлках очень хорошо обеспечивали продуктами. В продаже всегда была копчёная колбаса, консервы. Я даже отправляла эти деликатесы родным на Сахалин. Трудно на БАМе было с овощами и фруктами. Осенью отстаивали очереди, чтобы запастись ими на зиму, – рассказала Таиса Тихоновна.

Семья Сторчак вначале получила комнату в общежитии, потом отдельную квартиру в Тынде, потом другую, более благоустроенную. Детей можно было отдать вне очереди в ясельную группу детсада. Школы были. В Тынде уже пустили по улицам общественный транспорт. Но в ожидании автобусов можно было и замёрзнуть.

Таиса Тихоновна как медсестра вначале работала в детском отделении больницы, потом в хирургическом. Сюда доставляли немало пациентов с травмами – техника безопасности на стройке века не всегда была на высоте. Был случай, когда привезли обмороженного геолога. Операционная была занята, и ампутацию ноги ему пришлось делать прямо в палате. И это спасло парню жизнь.

В памяти – только хорошее

Сейчас супруги редко вспоминают о трудностях, хотя их было с лихвой. В памяти большей частью хорошее. Но после БАМа всё-таки уехали на другое место жительства, потому что здоровье было подорвано. Суровый климат и тяжёлая работа дали о себе знать.

P.S. Просим земляков-участников стройки века – БАМа – откликнуться по тел. 8-861-268-18-80 или по адресу эл. почты: odar11@list.ru. Свои воспоминания направляйте в редакцию «Новороссийского рабочего» по адресу: ул. Грибоедова, 16, или по адресу эл. почты: olgabra@inbox.ru.

Встреча ветерана БАМа с новороссийцами в Новороссийском историческом музее-заповеднике. Фото НИМЗ.