На реализацию проекта «ОГОРОДЕ» получил грант молодой новороссиец Сергей Романов, победив в конкурсе Росмолодёжи. О победе Сергея рассказал в соцсетях мэр Новороссийска Андрей Кравченко.

Девиз проекта: «Знать историю не стыдно!» Автор считает, что благодаря проекту повысится уровень знаний горожан в области культуры и истории.

Многих грамотных горожан задело само название — «ОГОРОДЕ». Они предположили, что молодой человек и его команда не знают, что предлоги с существительными пишутся раздельно. В комментариях пользователи соцсетей напоминали, что между двумя словами необходим пробел, недоумевали, как могут побеждать проекты с безграмотными названиями. Утверждали, что и русский язык знать тоже не стыдно.

Сам Сергей Романов объяснял свою позицию и в комментариях, и в отдельном видео. По его словам, проект имеет авторское название «ОГОРОДЕ» для привлечения внимания: «И как мы видим, внимание действительно привлечено».

В видео две очаровательные девушки из команды проекта, блондинка и брюнетка, пояснили, что название они выбрали, «опираясь на индивидуальность» команды. «Прошлое о городе и мы – одно целое. Не воспринимайте это как предлог и существительное в предложном падеже», «авторский стиль показывает общее между жителями и нашим городом».

У Сергея действительно серьёзная команда поддержки. Анастасия Спичкинс, к примеру, сообщала тем, кто считает неправильным словосочетание «ОГОРОДЕ», что названия могут быть абсолютно разными, слитными и раздельными. И каждому грамотному пользователю писала: «спасибо за некорректное высказывание». «Прежде чем писать про грамотические ошибки и знания русского языка, попробовали бы сами написать и защятить проект. Сплошной нигатив», — заявила в комментариях Елизавета Кимнатная (орфография и пунктуация автора сохранены). Оля Сиром желала Сергею: «Главное, чтобы тебя не сбивали с пути глупые комментарии взрослых людей». Анна Ивановна сравнила тех, кому не нравятся орфографические ошибки, с бабками-сплетницами.

Что же это за проект с таким оригинальным названием? Он действительно рассказывает о памятных местах Новороссийска. Но, к сожалению, некоторой информации верить не стоит.

Вот цитата: «На месте современного Новороссийска был заложен город Бата, жители которого вели активную торговлю с греческой метрополией, снаряжая в Элладу торговые корабли с зерном и другими товарами. Во II веке до н. э.» Это выходит, что вначале был Новороссийск, а на его месте заложили древнегреческий город? Это, видимо, недоразумение.

Что касается города Бата, то историки и сейчас не знают точно, где он находился. Если Бата, или, по-другому, Баты, существовали, то это был в нынешнем понимании «посёлок городского типа» на периферии Боспорского царства. Некоторые учёные склоняются к тому, что находились Баты в районе Мысхако. Там археологи обнаружили античное поселение, но датируется оно первым веком до нашей эры, а не вторым. К тому же на побережье современного Новороссийска найдено не одно античное поселение.

Об отряде русских войск, высадившихся на берегу теперешней Цемесской бухты, автор проекта рассказывает так: «Военные высадились на здешний берег в 1838 году и почти сразу взялись за строительство укреплений, возводимых на основе разрушенной турецкой крепости».

Получается, отряд Николая Раевского и Михаила Лазарева построил укрепление на «основе», то есть на основании Суджук-Кале? Да нет, не было такого! Высадка десанта была на месте нынешней площади Героев. А развалины Суджук-Кале находятся там, где сейчас мемориал «Малая Земля». «НР» не раз писал об этом.

«В период Крымской войны 1853-1856 годов город был разрушен артиллерией англо-французской эскадры», сообщает проект «ОГОРОДЕ». И такого не было. Город не был разрушен выстрелами, уточнил историк Сергей Новиков. Повреждена была лишь часть его укреплений. Местный гарнизон предпринял все меры для защиты Новороссийска. За это император поощрил нижние чины денежной наградой. Почему о подвиге новороссийцев не сказано ни слова, а потери весьма преувеличены?

Читаем о памятнике Неизвестному матросу: «Хотя образ собирательный, у матроса был реальный прототип – мичман Ковыльников». Откуда такие сведения о мичмане Ковыльникове? В Новороссийском историческом музее-заповеднике хранится письмо скульптора Олега Коломойцева, создавшего памятник. В нём он пишет, что образ матроса собирательный, и даже голова вылеплена не с конкретного лица. Автор старался придать скульптуре типичные черты всех матросов-черноморцев, которые защищали Новороссийск.

Это только бросающиеся в глаза неточности, возможно, у знатоков истории тоже есть уточнения.

У грамотных людей точно есть: некоторые предложения начинаются с маленькой буквы, большая буква в словах появляется безо всяких объяснений, есть ошибки в расстановке знаков препинания.

Некоторые высказывания в проекте напоминают смешные фразы из школьных сочинений, про которые раньше так любил рассказывать «Ералаш».

«Авторы придали своему герою серьёзный и решительный вид». Это о памятнике Неизвестному матросу. А ещё замечено, что памятник «ни разу не покидал городскую набережную».

«Других скульптурных посвящений этому виду рыб в мире нет». Это о памятнике хамсе.

«Памятник имеет историческую ценность». Это о памятнике «Взрыв» в Мысхако. По определению, все памятники имеют историческое и культурное значение.

«С лицевой стороны памятника, прикреплена таблица с надписью «Героическим морякам черноморцам». (орфография и пунктуация сохранены) Это про памятник «Торпедный катер». На памятниках таблиц не бывает.

«Уникальный социальный проект «ОГОРОДЕ» — это новая поддержка социальной среды и большой вклад в развития туризма Новороссийска». Именно с этой фразы начинается представление проекта на страничке в ВК. И команда поддержки уверена, что проект отличный, превосходный, шикарнейший.

— У нас много подобных проектов, когда краеведы бесплатно, без всяких грантов проводят экскурсии по городу, читают открытые лекции, делая это грамотно, на высоком уровне, — напомнила член Союза переводчиков России, лингвист Ирина Воскресенская.

Но Анастасия Спичкас возразила:

Молодёжи не интересно слушать монотонный рассказ о нашем городе. Именно поэтому наш проект сделан как интерактив, чтобы было интересно для молодого поколения.

Надо сказать, что критики проекта настроены не воинственно. Ирина Воскресенская предложила свою помощь и напомнила, что в городе есть люди, которые компетентны в вопросах истории Новороссийска и готовы поддержать подобные начинания.

— Я рад за парня и целиком его поддерживаю, но писать надо грамотно. И в историческом плане у него есть ошибки. Их бы тоже желательно исправить, чтобы не создавать мифы. Или вы думаете, что если парень получил грант, то всё? Он теперь непогрешим? – отозвался краевед Игорь Гусенин, на экскурсии которого приходят десятки горожан и туристов. — Есть правила русского языка, и они не должны быть ниже его (Сергея Романова) хотелок… Если парень обратится за помощью к человеку с нужным образованием, то, я думаю, ему обязательно помогут. Раз он взял на себя ответственность сделать проект и выложить его на всеобщее обозрение, значит, нужно держать планку.

Новороссиец Андрей Леонов тоже утверждает, что в городе есть команда и отдельные энтузиасты, создающие свой уникальный контент. Они проводят бесплатные интересные экскурсии. Без хайпа, эпатажа и прочих фишек. По поводу «фишек» Андрей Леонов высказался вежливо, но категорично:

— Вы, конечно, извините, возможно, за старомодность мышления. Но точка отсчёта выбрана не та. Сначала, на мой взгляд, идёт наполнение контента, получение, если хотите, определённого ценза, репутации в том или ином направлении. А уже потом можно и фишками баловаться (кстати, когда наступит потом, то и «фишки» станут качественнее)… В данный момент мы пока видим прикольную фишку, которую нам предлагают проглотить следом за «МОЙ НОВО-РОСС-ИЙСК» (ну, просто название удачно делится на 3 части, а чё?)…