Корреспондент «НР» навестила эпатажную личность в его вагончике и убедилась, что здесь бьёт ключом творческая мысль.

Вышивает по металлу осколками от мин

– Я живу, как Диоген в бочке. Зато просыпаюсь утром, выхожу из вагончика, и передо мной – море! – восклицает Александр, раскидывая руки и глядя в сторону Цемесской бухты. Всего сорок шагов – и море ласкает его ноги. С недавних пор свободный художник, поисковик, дайвер, более тридцати лет увлекающийся подводными путешествиями, обосновался на территории яхт-клуба, где творит, собирая свои инсталляции, и принимает в гости новороссийскую элиту – художников, актёров, журналистов, общественных деятелей.

Лучше места для экспозиции художественных работ я, знакомая с творчеством этого автора, и не видела. На десяти квадратных метрах, под теневым навесом возле вагончика, Кампер собрал все свои инсталляции, которые ещё не нашли места в музеях страны. Сколько их – не сосчитать. Даже сам автор не может назвать точную цифру.

Мой глаз сразу выхватывает новинки, которые ранее я не видела. Вот осколок 203-миллиметрового снаряда гаубицы, который после колдовства над ним Кампера напоминает корпус корабля. Более мелкие осколки спаяны так, что теперь это парус. Инсталляция получила название «Ладья Харона».

Сын Александра, Герхард, чистит грубой щеткой металлический крест. Это «долгая работа» Камперов, над которой они трудятся уже не один год. Металлическое основание в виде креста отец и сын обшивают осколками снарядов, которые находят на горе Колдун, где в Великую Отечественную войну шли ожесточённые бои. Осколков нужно много, поэтому инсталляция так долго создаётся. Сын Гера охотно помогает отцу, как пазлы соединяя на кресте с помощью сварки бесформенные осколки. Кампер верит, что когда-нибудь крест установит в память о душах погибших солдат на Колдуне. Этот проект горячо поддержал Клуб военачальников России.

Потеряшки – в дело

Ящик со свежими морскими находками тоже привлекает моё внимание. Пушечные ядра, старинные монетки, ракушки, современные ключи и серебряные колечки… То, что находит дайвер на морском дне, он хранит какое-то время в своём музее, ожидая, что откликнутся хозяева потеряшек. А если те не отыскиваются, рано или поздно находки становятся частью будущих работ.

Каждое лето дайвер извлекает со дна Цемесской бухты то, что может представлять угрозу курортникам.

– Следов войны очень много, вот только за это лето я вытащил из моря около двадцати мин и снарядов времён Великой Отечественной войны, которые я передал военным. За эту волонтёрскую работу я у государства денег не прошу, – говорит Кампер.

А вот старинные ядра пушек разного калибра, поднятые со дна морского, становятся частью серии инсталляции с общим названием «Вирус бога войны Ареса». На металлические ядра художник припаивает фрагменты немецкой колючей проволоки.

Вот подковы, собранные в виноградную гроздь (листья сделаны из осколков авиабомб, найденных на горе Колдун). Александр рассказывает, что эти подковы лошадей вермахта он находит в большом количестве в земле на бывших виноградниках села Мысхако.

Над потолком навеса вижу нечто оригинальное – закреплённое верёвками деревянное колесо телеги, которое теперь исполняет функцию подсвечника. Кампер рассказывает, что это колесо он нашёл в старом колодце в станице Натухаевской. Знакомые предложили ему шабашку по расчистке источника воды. И вот это колесо он обнаружил внутри колодца. Предположительно, местные жители в период боёв за Новороссийск в Великую Отечественную так консервировали колодцы, чтобы ими не могли пользоваться немецкие солдаты. Я считаю люстру-колесо моднейшим аксессуаром для дизайна дома. Вот бы мне найти такую же!

Фрагмент головки от авиабомбы руками художника превращается в подсвечник или аромалампу. Не могу не удивляться способностям Александра Кампера в осколках видеть потенциал для произведений искусства.

– Есть ещё один очень интересный проект, который я сейчас обдумываю, – говорит мне автор. – Я хочу сделать памятный знак горе Щелбе, на которой расположена городская мусорная свалка.

И художник начинает накидывать идеи, как бы мог выглядеть этот знак. Чтобы сохранить интригу, не буду раскрывать его замысла. Понимаю его творческий зуд. Почти год идёт организованный активистами села Борисовки конкурс на самую живописную фотографию знаменитой свалки, превратившейся в гору. Понятно, что селяне страдают от такого неприятного соседства. Взгляд художника на мусорную проблему был бы не менее интересным, чем взгляд фотографов.

Протест против варварства

База в яхт-клубе «Семь футов», где обосновался Кампер со своей выставкой, стала местом притяжения творческих людей. Сюда по вечерам к нему заходят на кофе режиссёры, художники, общественники, коллеги-дайверы. Кто-то приносит находки, чтобы художник их увековечил. Водолаз Константин Оробченко презентовал Камперу поднятый со дна залива в Тамани деревянный штурвал старинного судна. Инсталляцию с использованием подарка Александр назвал «Семь футов под килем».

В ближайшем будущем Кампер планирует выставку, центром экспозиции станет копия античной статуэтки Афродиты, найденная им в Мысхако в 90-х годах прошлого века, заключённая под стеклянную колбу. Будущая инсталляция будет символизировать предметы культуры и истории, которые разрушают цивилизация и люди-варвары.

Иногда Кампер развлекается — прогуливаясь по набережной Адмирала Серебрякова, он предлагает отдыхающим оставить на стеклянном куполе над обезглавленной богиней красоты отпечаток пальца, испачканного в чернилах. Участники такого флешмоба, по словам Кампера, относятся к предложению испачкать стекляшку с пониманием.

Фото Анатолия Позднякова, Марии Ананьевой