«Это было так давно, что даже не верится, что это со мною было…
Вспоминается маленькая кубанская станица Кутаисская близ Горячего Ключа. Небольшая деревянная школа, состоящая всего из двух просторных залов, где в каждом занимались сразу по два класса: в одном 1-й и 3-й классы, в другом 2-й и 4-й. Ни средней, ни восьмилетней школ в станице не было, только начальная, а учителей было всего двое. После окончания начальной школы ученики вынуждены были ездить на велосипедах в соседний посёлок Первомайский. Самое интересное – никто не жаловался, и воспринимали это как должное.
Первое сентября, я, в коричневом форменном платьице с белым воротничком и в белоснежном фартуке, с портфелем и букетом пёстрых астр, ступила в школьный двор, где мои будущие одноклассники, волнуясь, держали своих мам за руку.
Первоклашек было 12. Торжественная линейка, напутственные слова учителей придавали величественность происходящему и праздничность на душе. И тут прозвучало:
– Первоклассники, подойдите ко мне. Меня зовут Дора Дмитриевна, я буду вашим учителем.
Мы робко окружили нашу первую учительницу. Дора Дмитриевна всю жизнь проработала в станице с мужем Александром Ивановичем, вторым учителем и одновременно директором школы. Выглядела она как и подобает умудрённой сельской учительнице: очки, седые волосы умело закручены в тугую гульку, и милые морщинки вокруг глаз. Всегда в светлой кофточке и тёмной юбке. На протяжении четырёх лет образ не менялся.
Она возилась с нами как курица-наседка с цыплятами. Теплом и материнской любовью Доры Дмитриевны мы были согреты четыре года. Мы её полюбили, доверяли свои секреты. Даже мальчишки-забияки её слушались. И, представьте, она их ставила в угол! Допустим, мы читали какой-нибудь текст, а драчуны слушали, стоя в углу. Она не рассказывала родителям о наших проказах в школе, взяв слово, что провинившийся больше этого делать не будет. Какая мудрость! И родители спокойны, и нарушитель исправляется.
Станица угасала, работы не стало, родители переехали в другую, более перспективную, станицу, где были и работа, и школа.
С Дорой Дмитриевной я встретилась через одиннадцать лет. Она ничуть не изменилась. Всё с той же причёской, те же очки, из-под которых на меня смотрели родные милые глаза, только больше морщинок, но они её ничуть не портили. Помнила каждого ученика. Она мне поведала, что школу, где я училась, закрыли. Учиться стало некому.
Через некоторое время мне одноклассники сообщили, что Доры Дмитриевны не стало. Но в моей памяти она останется до конца моих дней. Раз в год мы собираемся с одноклассниками и всегда вспоминаем нашу первую учительницу, которая заложила первые знания и чувство ответственности – прочный фундамент нашей жизни.
Это было так давно, что даже не верится, что это было со мною…
Алевтина Коновалова».
Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.