Педагогический стаж – 63 года
«В 2023 году, объявленном Годом педагога и наставника, особенного внимания заслуживают люди, которые отдают сердце детям из поколения в поколение. Хочу рассказать о Романовых. Этой династии уже 63 года.
Основатель педагогической династии Романовых, Александр Сергеевич, инженер по образованию, начал работать на «закрытом заводе» и не собирался связывать себя с педагогикой. Он сделал успешную карьеру в Томске, а задуматься о переезде на юг Александра Сергеевича вынудили проблемы со здоровьем.
Начинать в Новороссийске пришлось с нуля, и ему очень пригодились обширные деловые связи с представителями высших научных и образовательных кругов РСФСР, которыми он обзавелся благодаря прежней высокой должности.
Александр Сергеевич был новатором и подвижником. Ещё в начале 80-х Романов организовывал в городе презентации, демонстрируя невиданные по тем временам возможности компьютерной техники. Затем начал активную деятельность по работе с одарёнными детьми, внедряя новые технологии в образовательный процесс. Был создан фонд «Образование», на базе которого в 1992 году открыто ООО «Школьник».
Именно при этой фирме в 1994 году организовался «Школьник-2» с первыми компьютерными классами, оснащёнными новенькими Macintosh производства корпорации Apple. Там ребята из разных школ Новороссийска бесплатно обучались по уникальной программе, параллельно осваивая «Курс деловой информатики» и «Курс совершенствования английского языка».
Романов не просто мечтал, но и умел претворять в жизнь свои задумки. В сложные 90-е годы ему удавалось находить финансирование проектов, привлекая Госкомитет РФ по высшему образованию, МГУ, Всероссийский фонд образования (ВФО) и различные фирмы.
Технологическое предвидение в лихие 90-е
Александр Сергеевич увлечённо вёл разъяснительную работу, подбирал оптимальные решения для оснащения школ города современной техникой. Одним из направлений деятельности ООО «Школьник» стало взаимодействие с Научно-производственным объединением «Росучприбор», представителем этой компании Романов стал, чтобы воплотить важный проект — производство лабораторного оборудования для преподавания физики в общеобразовательных школах на заводе «Прибой». Успеху помешало банкротство этого знаменитого в своё время новороссийского предприятия.
Александр Сергеевич старался наладить на базе «Школьника» разработку модульных конструкторов радиоприёмников, разного рода учебных устройств, вроде дополнительного оборудования для измерительных приборов, и многое другое. Конечно, сделать удавалось не всё, но его любимое детище – «Школьник-2» — успешно работал, стал учебным компьютерным центром, оснащённым самыми современными техникой и программами.
Технологическое предвидение Романова поражает. В начале 90-х новороссийских детей не просто учили работать на компьютерах, но и использовать эти знания для оптимизации различных процессов. Например, ведения системы архивирования данных на лазерных дисках. Мечтал Александр Сергеевич и о создании спутниковой образовательной сети связи.
Заслуги Романова в компьютеризации образовательного процесса признавали академики и иностранные бизнесмены, но самым важным для него были, несомненно, сами школьники. Новороссийские ребята, например, съездили на стажировку в Америку. И впервые в истории города прислали репортаж с фотографиями, едва приземлившись в США.
Впрочем, в биографии Александра Сергеевича было много «впервые в Новороссийске». Например, в «Школьнике-2» почти тридцать лет началась компьютерная верстка школьной газеты «Парус». А в 1999 году это учебное заведение стало первой в крае федеральной экспериментальной площадкой.
Не суждено было реализоваться ещё одному очень важному проекту – открытию в Новороссийске Лицея информационных технологий. Не нашлось помещения, а проект был полностью готов.
Пример заразителен!
Возможно, именно увлеченность отца и стала примером для дочери – Ирины Романовой, которая сегодня возглавляет информационный ресурсный центр «Школьник—2».
Ирина Александровна, окончив с отличием Томский государственный университет по специальности «Прикладная математика и кибернетика», получила редкую в то время профессию «Инженер-математик» и многие годы работала инженером-программистом, успела даже послужить в армии.
В начале 90-х Ирина Романова возглавляла Счётно-вычислительный центр Штаба авиации Северного флота. Когда отец настойчиво позвал её в Новороссийск, поразмыслив, согласилась, начала работать в «Школьнике-2» замом по науке,
преподавала «Деловую информатику». Особенно интересной была программа «Евроколледж», одобренная профильным министерством. Российские студенты, получая образование дома, параллельно обучались ещё и в кипрском учебном заведении. «Школьник-2» работал как подготовительное отделение. По окончании студенты получали сразу два диплома: российский и европейский. Но в дело вмешалась инфляция, курс доллара сильно вырос, проект стал нерентабельным.
Стараниями Романовых в 90-е «Школьник-2» попал в российско-американскую программу, по которой новороссийские подростки смогли съездить за океан, чтобы знакомиться с высокими технологиями. Ирина Александровна полгода преподавала в американском колледже компьютерную грамотность. Но её детям, которые остались в России, нужна была мама.
В 2003 году Ирина Александровна стала у руля «Школьник-2». Так что в августе этого года она празднует не только свой собственный юбилей, но и юбилей работы в качестве директора. Регулярно обновляется компьютерная техника, появляются актуальные направления, приходят новые педагоги. «Школьник-2» стал первой в регионе краевой инновационной площадкой.
Ещё одна очень важная роль далась Ирине Александровне очень непросто. Она в 2003 году стала первым муниципальным координатором ЕГЭ в Новороссийске. Сложности организации новой тогда формы аттестации известны ей не понаслышке. Пришлось и тяжеленные сумки с бланками под охраной из Краснодара возить на «Газели», и выполнять огромное количество поручений, связанных с процедурой. Например, комиссию краевую возить по пунктам для проверки. Спать было некогда.
Она, кстати, и сегодня считает, что ЕГЭ нужно оставить, но форму — изменить. Тестирование должно проходить не один раз в год. Достаточно было бы выделить в городе всего один оборудованный всем необходимым класс, чтобы желающие сдать ЕГЭ могли проходить там тесты в удобное время в течение года.
В 2020 году «Школьник-2» переехал в новое здание. Появилась новая техника, новые программы. Где ещё в городе дети печатают проекты на 3D-принтере, создают роботов, изучают языки программирования, работают на лазерных станках, делают мультфильмы, рисуют, учатся снимать телевизионные сюжеты?
При всей своей увлеченности Ирина Александровна, стаж в образовании которой 27 лет, никогда не хотела, чтобы её дети стали педагогами. Но, как говорится, наши дочери и сыновья следуют не нашим советам, а примеру.
Главное, чтобы горели глаза
Екатерина Маншилина, старшая дочь Ирины Романовой, мечтала стать учителем с детства, но пришла в профессию только четыре года назад.
Получив образование в Новороссийском социально-педагогическом колледже, она начала работать учителем начальных классов в гимназии №7, которую когда-то окончила. Учиться и учить приходилось одновременно.
В новом учебном году у Екатерины Владимировны снова будут первоклашки. Учеников в 1 «Б» учитель начальных классов уже набрала, собрание провела. У них впереди четыре очень важных и интересных года. Да и кто станет спорить! Роль первой учительницы в жизни каждого из нас трудно переоценить.
Иван Романов, младший сын Ирины Александровны, тоже выбрал педагогическую стезю не сразу. В детстве прошёл все курсы, которые преподавали в «Школьнике-2». Попасть в те годы сюда было непросто, конкурс большой, сдавали даже тесты на IQ.
Окончив Кубанский государственный университет по специальности «Информатика» и получив квалификацию «Учитель информатики», Иван Владимирович работал специалистом в IT-отрасли на различных предприятиях города. А когда Ирина Александровна предложила сыну попробовать себя в роли педагога, он согласился. В студенческие годы, когда работал в «Макдональдсе», занимался обучением персонала. Решил, если взрослых получалось обучать, с детьми тоже получится. И вот уже шесть лет он работает в «Школьнике-2», преподает 3D-моделирование.
У Ивана Владимировича горят глаза, когда он рассказывает о достижениях своих учеников. Недавно Маша Вовк стала победителем краевого этапа Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества. Девочка смоделировала и напечатала на 3D принтере модель Московского Кремля!
Александра, дочь Марии Владимировны, младшей из сестер Романовых, полная тёзка деда, уже точно знает, что в будущем хочет быть директором «Школьника-2». Девочка буквально растёт в ИРЦ, занимается сразу в нескольких группах. Учится дизайну, компьютерной грамотности, английскому языку, осваивает премудрости видеотворчества».
Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.