Здесь и суровый норд-ост, сковавший набережную, и фото смерча, скрутившего небо над морем зловещим узлом, и почти что размытые дождём акварельные краски осеннего сквера.

Увлёк фотоделом… участковый

— Я собрал на этой выставке, наверное, сотую часть того, что есть в моих архивах. Здесь есть уникальные снимки, которыми хочется поделиться. А поводом для экспозиции стал мой юбилей – 65-летие — и полвека творческой деятельности. Ведь я фотографирую с 15 лет.

— Виктор Анатольевич, с чего началось ваше увлечение фотоделом?

— Приобщил к фотографии, как ни странно, наш участковый. У него было такое хобби, и нас, соседских мальчишек, он увлёк этим занятием. Нам было лет по 13-14, и конечно, было интересно, что там этот дядька делает под красным светом. Так я был посвящён в таинство проявки фотографии.

— Вы помните свой первый фотоаппарат?

— Как такое забудешь? Конечно, помню. Это был «Чайка-2», его ещё называли «детским». Стоил он, как сейчас помню, 8 рублей. В те времена фототехника была реально доступной, это не тысячи долларов, как сейчас. С тех пор я с фотоаппаратом не расставался. Все тонкости фотодела постиг сам.

В советские годы специализированное образование фотограф мог получить только в Москве. При МГУ на факультете журналистики было отделение фотожурналистики, и был ещё Московский государственный институт культуры. В оба эти вуза будущим фотографам почти что нереально было попасть. Но я, после армии, решил попытать счастья. В институте культуры встретил замечательную женщину-преподавателя, сказал ей, что хочу поступить на заочное отделение, потому что надо зарабатывать. Тут эта дама расспросила меня обо всём, что я знаю и умею в фотоделе, и говорит: «И тебе не жалко 6 лет потратить на то, что ты и так умеешь? Езжай уже в свой Новороссийск! Нам тебя учить нечему».

Как ловцу найти того самого зверя

— Где вы размещаете свои работы?

— Много выставляю в социальных сетях. У меня ВКонтакте есть своя страничка «Городильник». Это зарисовки, виды Новороссийска, которые я, выходя с фотоаппаратом, делаю в городе. Словом, то, что увидел.

— Виктор Анатольевич, на вашей выставке – не просто зарисовки, Есть уникальные снимки. Например, вот этот смерч. Как его удалось запечатлеть? Ведь это удача для мастера!

— Абсолютно случайно получилось. Это был 2002 год, я работал в порту, там было какое-то совещание. И вот выхожу, а тут – бабах – смерч над морем вихрится.

— Получается, что на ловца и зверь бежит?

— У меня это всегда почему-то так.

— То есть природа вам позирует?

— Да. Никогда не забуду, как приехал в Питер – я тогда работал в «Лукойле» — и решил поснимать Финский залив. Попросил водителя отвезти меня туда. Он говорит: «Так ведь дождь идёт!» Что вы думаете? Как только мы добрались до залива, туман рассеялся, дождь прекратился, вышло солнышко. И я снимал, пока не закончилась плёнка. А потом опять зарядил дождь. Вот так.

А вот это наш новороссийский норд-ост! Не поверите, в середине июня сделан снимок. На моей выставке вы найдете уникальные фото природных явлений Новороссийска, своеобразную историю погодных катаклизмов, и не только.

У меня есть очень подробная аэросъёмка Новороссийска 2006 года. Есть много фото старого города, таких мест, которых уже нет. Например, снимал старые здания, чугунные решётки — это тот город, который уже в прошлом, наша история, оставшаяся на фото.

Мне сверху видно всё

— Виктор Анатольевич, вот этот панорамный снимок Новороссийска вы сделали с помощью квадрокоптера. Если есть такая крутая техника, в чем заключается мастерство фотографа?

— Ты должен знать место, время, и цель: что именно ты хочешь сделать. Квадрокоптер – та же техника, которой надо уметь управлять.

— Какие фото вы назвали бы самыми трудоёмкими?

 — Зимний норд-ост. Помню знаменитый норд-ост зимой 2012 года. 27 января мы с моим другом и коллегой Анатолием Поздняковым ходили по набережной, и было так холодно, что фотоаппарат замерзал в руках.

— А фото вот этого причудливого облака как удалось сделать?

— Сидел и ждал. Кучевые облака клубились, я наблюдал, они же растут с определённой скоростью. Вот я и высматривал, когда они приобретут причудливую форму.

Или вот, например, забрался на «кукурузу» (здание на набережной, — прим. авт.), поднялся на крышу, а между домами – церковь. Прекрасный вид мне открылся.

— Вы часто забираетесь так высоко?

— Почти все городские крыши облазил.

— Есть задумка следующей выставки?

— Да, это будет выставка, посвящённая людям нашего города.

Некрасивых людей – не встречал

— Виктор Анатольевич, кто ваши модели? Кого выбираете для фотосессий: это должны быть безупречные красавицы?

— Красота в глазах смотрящего – того, кто смотрит в объектив. Я не люблю «замороженных» моделей, мне нравятся живые, искренние, эмоциональные люди, у которых мысль в глазах, ум светится. Некрасивых людей вообще нет, это я как фотограф вам говорю.

— Какой портрет вы считаете самым знаковым в своём творчестве?

— Это портрет солдата. Я сделал его случайно, в Воронеже, в 1985 году, в день сорокалетия Великой Победы. Там есть парк, где каждый год встречаются ветераны. Этот мужчина пришёл и ждал своих однополчан. Но не дождался никого. И вот он сидит, этот воин, один, в военной гимнастерке, в сапогах. В руках – цветы. А друзей его нет. Снимок этот всегда со мной, в моём телефоне, вот он, снятый ещё на чёрно-белую плёнку.

— Виктор Анатольевич, насколько сложно фотографии – а ведь их немало – архивировать, собрать по годам и темам?

— С этим у меня всё в полном порядке. Всё сделано, всё лежит и хранится. Что называется, «по полочкам». Только вот иногда меня одолевают сомнения: а кому это нужно?

Но, вы знаете, я всё же оставил послание потомкам: в «капсулу времени» заложил фотографии города, людей, купил специальную флешку, которая долго хранится и не испортится. Мало того, что сама капсула герметичная, я ещё сделал специальную упаковку.

Не стоит строчить, как пулемёт

— Сколько нажатий в день на кнопку фотоаппарата вы делаете?

— Могу и одно нажатие сделать. Понимаете, я вырос на плёнке, в которой 36 кадров, и этот внутренний ограничитель срабатывает. Я не делаю бездумных нажатий. Я жду кадр. Иногда меня спрашивают заказчики: будет ли 500 кадров? Я говорю, нет, ребята, не будет. Я снимаю только то, что надо. Ты должен 10 раз посмотреть и решить, правильно или неправильно делаешь, выстроить кадр, а не строчить, как пулемёт.

Особенно это правило важно соблюдать во время студийной съёмки, когда ты работаешь с человеком. Надо установить с ним контакт, дать ему понять, что ты хочешь и ждешь от него.

— С фотошопом много работаете?

— Почти не работаю, не моё это. Максимум, что могу, – это некоторые дефекты кожи «подшлифовать». Всё, что нужно завуалировать, можно делать, правильно выставив свет.

На моей выставке есть фото, которое все называют «авианосец». Кажется, что корабль не в море, а в небе парит. Меня часто спрашивают, как я сделал этот снимок. На самом деле всё элементарно. Я дождался ноября, когда в Новороссийске туманы и такое марево над морем. А потом вышел «на орбиту» вот этот контейнеровоз.

— У вас очень много морских снимков…

— Это потому, что я живу на набережной. Когда бы ни вышел из дома, а море – вот оно.

— Виктор Анатольевич, сейчас очень много людей, которые называют себя фотографами. Как вы к этому явлению относитесь?

— Мне достаточно задать человеку три вопроса, чтобы понять, фотограф он или нет. Так и говорю: если вы мне отвечаете, то я признаю: да, вы фотограф.

Первый вопрос: чему равен угол падения? Второй: что такое экспозиция, и третий — чему пропорционально падение освещённости?

— Вас всегда можно узнать в городе по красной либо оранжевой бейсболке. Это такой опознавательный знак?

— Я – отчаянный болельщик «Формулы-1», и поэтому у меня всегда красная кепка.

— А «Формулу» снимали?

— Конечно, специально ездил в Сочи для этого. Даже взял простую белую кепку, и мне все гонщики оставили на ней свои автографы. А снимать соревнования непросто. Надо вертеть головой на 360 градусов, да ещё следить, чтобы тебя там болельщики в запале не пнули. Машины мчатся на огромной скорости, ты выбираешь такое место, где их лучше всего сфотографировать. Сидишь, сидишь и снимаешь бесконечно.

Помимо гонщиков, мне удалось снять в Сочи вот такой оранжевый закат, или вот автодром в ночи светится, как космический корабль или НЛО.

— Какие города вы считаете самыми красивыми для съёмок?

— Керчь великолепно смотрится. Питер – вообще вне конкуренции, ещё – Воронеж, Мурманск, Петропавловск-Камчатский. Новороссийск однозначно.

Посетить выставку Виктора Лагашева вы можете бесплатно в буфете городского театра перед просмотром спектакля или концерта.