Школу окончил в расцвет застоя
— Я учился в восьмой школе, которая в те советские времена считалась не самой престижной в городе, она находилась в районе, который тогда называли Трапезундом. Там училось много ребят из греческих, армянских, крымско-татарских семей. Практически все они были пролетарскими. Мы очень дружили. Школу я окончил в 1979 году, в расцвет застоя. Но и тогда в этой окраинной школе работал очень интересный педагогический коллектив.
Мне повезло там встретить учителей, которые мне многое дали. Зоя Васильевна Осенняя была моей классной руководительницей, преподавала она историю. Она была женой военного, её муж много поездил по гарнизонам, а некоторое время свою службу нёс под началом Василия Сталина. Зоя Васильевна знала больше других о том, что происходило в верхах, в правительстве в те годы, когда её муж был сослуживцем сына главы государства. О некоторых интересных фактах она рассказывала и нам. Ну, конечно, это выходило за рамки школьной программы. В классе образовалась группа ребят, увлечённых историей.
В конце 70-х сильно ощущалось влияние цензуры, давление той самой советской идеологии. Зоя Васильевна имела своё суждение почти по всем темам, и оно могло отличаться от того, которое изложено в учебнике. Например, в учебнике о сталинских репрессиях 1937 года рассказывалось двумя–тремя предложениями, очень нейтральными. Никак не говорилось о злодеяниях сталинизма. А она затрагивала эти факты.
Зоя Васильевна рассказывала, к примеру, о том, каким образом немецкий генеральный штаб смог через президента Чехословакии Бенеша «слить» руководство Красной армии. Тогда эту информацию было непросто найти, Интернета не было.
Любая тема из учебника превращалась в интереснейший живой рассказ. На уроках возникали дискуссии. Мы делились мнениями. И сейчас на уроках ученики не часто дискутируют, а тогда эта форма вообще не приветствовалась. При всём при этом Зоя Васильевна умело поддерживала наш патриотический настрой, но мы, школьники, понимали и то, что советское руководство допускало ошибки, которые влияли и на жизнь простых людей и на развитие страны.
Вторая учительница, которая во многом повлияла на меня, — Маргарита Николаевна Лаврова, несколько лет назад ушедшая из жизни. Она преподавала географию. Казалось бы, как на гуманитария может повлиять дисциплина из разряда естественных наук? Но география – это не только речку или вершину горы на карте показать.
Тренировались быть предпринимателями задолго до рыночной экономики
Очень обширная тема – экономическая география, и вот об экономических понятиях мы узнали очень многое. Маргарита Николаевна открывала нам глаза на многие вещи, о которых мы в силу возраста не задумывались. Рассуждали, например, о том, почему в Новороссийске производят невкусный зефир, но вкусное пиво. Вот московский зефир фабрики «Ударница» был вкусным, за ним покупатели гонялись! Мы приходили к выводу, что для качественного продукта нужно хорошее сырьё, выверенные технологии, сотрудники, которые могут работать по этим технологиям. В Новороссийске всего этого нет. Зато с пивом другая история. У нас есть прекрасная вода для этого напитка, налажены поставки солода, а ещё у главного пивовара отличные знания, опыт и умелые руки. Все эти знания необходимы, когда решается, где какое предприятие открыть. Сырьё, оборудование, технологии, профессиональные кадры. Вот что главное.
Благодаря Маргарите Николаевне в школе открылся небольшой магазин, где сами ребята продавали канцтовары своим же товарищам. Ручки, линейки, тетрадки, альбомы брали на реализацию в настоящем магазине по госценам. Никто никакой зарплаты не получал, но зато изнутри изучали бухучёт, экономику торгового предприятия. В школьном магазине был свой заведующий, свои продавцы. Торговля шла на переменах и некоторое время после уроков. Ни у кого в городе такого магазина не было, а у нас был. Скорее всего, такой опыт наша учительница брала из модели ГДР (Германской Демократической Республики). У них разрешался малый частный бизнес, у нас ничего такого не практиковалось.
Маргарита Николаевна была очень разносторонним человеком. Она увлекала ребят туризмом и спортивным ориентированием, занималась школьным музеем. Это бесподобно! Конечно, такие педагоги запоминаются на всю жизнь».
Фото из архива МКУ «Новороссийский городской общественный центр»
Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.