Едва не сбивают с ног
«Центр города заполнили несущиеся самокаты, гироскутеры и как там они ещё называются… Словно гигантские стрекозы, как из фильма ужасов, они летят и едва не сбивают прохожих. Лично мне удалось пару раз буквально вылететь из-под колёс, а теперь я по вечерам не могу выйти из дома, боюсь», – пожаловалась Мария Александровна.
С инспектором ДПС Станиславом Сутыриным, младшим инспектором ДПС Дмитрием Толстым, сотрудником Отдела ГИБДД Светланой Костроминой мы расположились в районе гостиницы «Новороссийск». И тут же, на пешеходном переходе, остановили водителя электросамоката. Он мчался по «зебре», даже не собираясь спешиваться.
Инспекторы проверили его документы, карать штрафом не стали, но подробно разъяснили, как должен вести себя на дороге водитель СИМа.
Водитель Вячеслав, конечно же, был не слишком доволен тем, что его остановили.
– Взял самокат напрокат. Прогуливался по набережной, стало жарко, решил добраться домой с ветерком, – поделился он. – Своей машины у меня нет, взять такси – это сразу 500 рублей потратить, а тут отдаю 50 рублей, и уже скоро буду дома, очень удобно и дёшево.
– Какая мощность у этого самоката? – интересуюсь у Вячеслава.
– Ну, уж, извините, не в курсе, за этим вообще-то прокатчики должны следить, я здесь ни при чём, – ответил водитель и умчался.
«А правила за Вячеслава тоже прокатчики должны соблюдать?» – размышляем мы и тут же видим двух молодых людей, предлагающих взять напрокат самокаты.
– Хотите прокатиться? – любезно предложил один из них, Никита. Он с товарищем стоит на этой точке, напротив гостиницы, по 4 часа в день. Для ребят, совсем недавно закончивших школу, это хорошая подработка.
– Родители в курсе, не переживают, – поделился Никита.
Самокатчик самокатчику рознь
– А желающих покататься много? – спрашиваем у парня.
– Каждый день по-разному. Но многие берут самокаты, всё-таки лето, приезжих немало, кто с детьми, кто сам хочет проехаться по набережной. Скорость у них – 20 километров в час.
Ребята сообщили, что специально для всех работников проката проводили инструктаж, и теперь они рассказывают всем о правилах пользования самокатами. Но все ли слушают? Видимо, есть такие, кто пропускает науку мимо ушей. Оставляем Никиту, снова слушаем прохожих.
– Вы не знаете, когда эти самокаты запретят? – поинтересовалась у нас Елена Жевец, которая каждый день гуляет по набережной с собачкой Лилу. – Эти гонщики игнорируют велодорожки, норовят занять всё свободное пространство. Утром здесь всегда устраивает езду на скорость один мужчина, он готов снести всё на своём пути, – пожаловалась Елена.
Она призналась, что после 18 часов даже боится выходить сюда, старается выгулять Лилу пораньше.
– Очень много пьяных катается на этих самокатах, – посетовала она. – Надо что-то делать с такими водителями.
Мы заметили неподалёку водителя самоката, отдыхавшего на травке возле так называемых камней времени. Роман Поцхорая с готовностью пообщался с журналистом.
– Мне 67 лет, и этот самокат – мой личный транспорт для того, чтобы прокатиться по набережной, сгонять на рыбалку на мол. Откровенно скажу: самокат – не для того, чтобы выезжать на дорогу. Только в прогулочной зоне на специальной дорожке.
Я – водитель со стажем, за руль машины сел в 1979 году. Тогда весь город можно было объехать очень быстро, в пробках никто не стоял. А сейчас обстановка на дорогах очень серьёзная, надо быть предельно внимательным. Самокат, считайте, как игрушка для меня. В детстве не было такого богатства у нас, сейчас радуюсь, словно ребёнок.
Взгляд со стороны
Обстоятельный разговор состоялся у нас с москвичом Сергеем, который приехал сюда на отдых.
– Каждый день гуляю с сынишкой, и к самокатчикам вопросов много. Они ставят транспорт между велодорожками и пешеходной зоной, людям приходится поневоле пересекать велодорожку, а это опасно. Опять же, детям не объяснишь, что тут ходить нельзя. А катающиеся несутся на большой скорости, есть нетрезвые. Скорость предлагаю ограничить, ещё считаю, надо ездить в шлемах.
– А как в Москве обстоят дела с самокатами?
– У нас хорошие, просторные лесопарки, там больше площади, не так узко, как здесь, да и народу немного. К тому же электросамокаты и скутеры чаще в собственности. Хозяева относятся к ним бережно. Зато есть другая проблема: каршеринг – прокатные автомобили. Сев за руль такого авто, человек, как обезьяна с гранатой, снуёт по дороге, не жалея машину, себя и других.
Помимо жалоб на гоняющих «двухколесных», мы выслушали людей, которым СИМы не мешают совсем. Это молодая мама Ольга Колотилова, она каждый день гуляет с коляской по набережной, и пенсионеры Наталья Брониславовна и Александр Григорьевич, живущие неподалёку. Водители не досаждают им.
– Сами не пробовали кататься на электросамокате? – спросила я у них.
– Нет, что вы, пенсионерам полезней ходить пешком. Да и страшновато, знаете ли, – призналась Наталья Брониславовна.
Вот таким получился наш рейд: никого не оштрафовали, замечания сделали, с людьми пообщались.
Но участвовавшие в рейде автоинспекторы попросили предупредить через газету всех любителей ездить на СИМах: добренькими они бесконечно не будут.
Что важно знать о СИМах
Актуальные вопросы мы задали старшему инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения Отдела ГИБДД Наталье Мельниковой.
– Наталья Викторовна, какое средство передвижения относится к категории СИМ?
– СИМ – это и гироскутер, и сегвей, и моноколесо и другие аналогичные транспортные средства, которые приводятся в движение с помощью мускульной силы и имеют электродвигатель.
– Какие законодательные новшества ввели для СИМов с 1 марта этого года?
– Самое важное, что если раньше СИМы не считались транспортными средствами, то теперь их приравняли к ним. И это значит, что водители должны подчиняться требованиям правил дорожного движения.
А именно: нельзя управлять СИМом в нетрезвом виде или передавать право управления нетрезвому водителю. При пересечении улицы водитель СИМа должен спешиться.
Важно учитывать и технические характеристики. Вес СИМа должен быть не больше 35 кг и мощность двигателя – не более 0,25 кВт. Если мощность будет более 0,25 киловатта, то это транспортное средство уже приравнивают к мопеду. Перемещаться на СИМах дозволяется со скоростью не более 25 км в час.
– Можно ли ездить на СИМах по тротуару?
– Водители старше 14 лет могут двигаться аккуратно по краю проезжей части, не в потоке автомобилей. Водители, не достигшие 14 летнего возраста, вправе ездить по тротуару, желательно по велодорожке, не мешая движению пешеходов. Дети до 7 лет могут передвигаться на СИМах только в сопровождении родителей. Запрещено ездить на СИМах с пассажирами.
– Какие штрафы предусмотрены для нарушителей?
– 800 рублей. В последнее время для водителей СИМов проводилось немало разъяснительных бесед, но, как показывает практика, не все относятся серьёзно к новым порядкам, а многие и не слышали о новшествах и продолжают гонять по дорогам, кидаться под ноги пешеходов, откровенно хулиганить. Ещё одна проблема: прокатные самокаты люди привыкли бросать где попало, а это тоже опасно.