Без карандаша и листочка не обойтись
Преподаватель с 30-летним стажем, доцент кафедры инженерных дисциплин и управления, кандидат исторических наук Гильда Александровна – сама большая любительница таблиц и схем. Она уверена: чтобы скорей и качественней запомнить материал, без карандаша и листочка бумаги не обойтись. А особенно в таком сложном предмете, как история, где нужно запоминать имена исторических персонажей и миллион разных дат.
Долгие годы преподаватель сама создавала таблицы для личного пользования. Но однажды судьба свела её с редактором Ростовского издательства «Феникс» Натальей Калиничевой, которая нашла применение таланту жительницы нашего города. За неполные десять лет «Феникс» издал двадцать (!!!) учебных пособий по истории Гильды Нагаевой, а некоторые, особо удачные, переиздавали более десятка раз.
– Гильда Александровна, как вам пришла в голову мысль придумывать какие-то шпаргалки?
– Идея родом из моего школьного детства. Мой учитель истории в школе №60 города Ташкента Ольга Нехорошева заставляла нас в 5-м классе заводить толстую тетрадь по истории в 96 листов. В ней вплоть до окончания школы мы записывали исторические события и даты. И не дай Бог, если тетрадь была потеряна! Её тогда приходилось переписывать сначала, с 5-го класса. Со мной это, кстати, случалось…
А как, спросите, пользовались этими тетрадями? Очень просто. Когда мы начинали изучать в 7-м классе революцию во Франции в 1848 году, мы должны были открыть в тетради записи по теме «Великая французская революция конца XVIII века», изучаемой в 5-м классе. И тогда было легко сравнивать причины двух исторических событий, их развитие и результат. В голове всё быстро становилось на свои места.
Ольга Владимировна всегда говорила, что развитие общества идёт по спирали. И, зная школьный предмет «История», можно предсказать результат современных событий.
С тех пор, став преподавателем, я всегда рисовала таблицы. Мне так удобней и проще было запомнить материал.
Надо уметь «сжимать» материал
– В чём смысл ваших учебных пособий, которые вы в шутку называете шпаргалками?
– Ребёнку сложно переработать весь материал за все годы изучения истории в общеобразовательной школе, а я в своих шпаргалках даю сжатый материл: дату — причину — событие — следствие. Детям проще так усвоить предмет и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Но вы же понимаете, что сдать ЕГЭ и знать историю – это не одно и то же! Знать историю, по моему мнению, – это разбираться в причинно-следственных связях исторических событий, уметь анализировать факты и события. Эти знания на ЕГЭ, увы, не востребованы.
– Что говорят о ваших шпаргалках сами школьники либо их родители?
– Отзывы хорошие, говорят, что всё чётко, сжато, понятно. Но я всегда недовольна. Например, когда я рассматриваю свой сборник «История в таблицах и схемах» 2014 года издания, понимаю, что я бы его сегодня переделала. Ты никогда не бываешь доволен результатом, всегда хочется что-то усовершенствовать.
Для подготовки к ЕГЭ по истории нужно 2 года
– Сколько времени нужно, чтобы ребёнка подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по истории? Как сами думаете?
– Каждый ребёнок индивидуален. Кому-то легче даётся обучение, а кто-то вообще не может запоминать даты. На мой взгляд, для подготовки к ЕГЭ нужно два года, не меньше. История – очень сложный предмет, а экзамен по истории – так вообще сложнейший. Я, преподаватель с 30-летним стажем, сочувствую нашим детям.
– А школьник может самостоятельно, без репетитора, подготовиться к ЕГЭ по истории?
– Безусловно! Если будет заниматься, то за пару лет можно успеть.
– Есть секрет, как научиться запоминать исторические факты и даты? Как вы запоминаете?
– У меня ассоциативное мышление, я создаю в голове ассоциации и привязываю их к историческим персонажам либо датам.
К примеру, взять братьев Милютиных, живших во второй половине XIX века. Один из них, Николай Алексеевич, известен как главный разработчик крестьянской реформы. Второй, Дмитрий, – военный министр, проводник военной реформы. Как запомнить, кто из них какой вклад внёс в историю государства Российского? Запоминаем поговорку: «На тебе, крестьянин, свободу». Первые две буквы в поговорке на – Н и А. Значит, разработчик крестьянской реформы – Николай Александрович Милютин. Вторая поговорка, которую стоит запомнить: «Да, я пойду служить в армию». Первые две буквы в ней – Д и А. Значит, военный министр и основной разработчик военной реформы Дмитрий Алексеевич.
Это один из примеров, как можно запоминать исторических персон. Вообще-то, я сейчас легко запоминаю новые даты, потому что у меня есть базовые данные по истории.
Смотрите кино, рисуйте схемы
Ещё один совет – проговаривать изучаемые события. А ещё здорово помогает в запоминании рисование схем. Напротив каждого исторического персонажа дети рисуют значок. Каждый правитель ассоциируется с определённым символом.
– Вы изучаете нестандартные советы блогеров в Интернете, как запоминать исторические даты и события?
– Конечно, и даже некоторые беру на вооружение. Есть очень толковые блогеры, чьи советы помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ. Например, последовательность дворцовых переворотов в Российской империи можно изучить по смешному стишку. Вот отрывок из него — про эпоху правления императрицы Анны Иоановны:
«Анну Иоановну Верховный совет
Выписал из Курляндии в свет.
Хоть и царицею называлась она,
Верховным советом
управлялась страна».
Есть ещё один действенный приём – смотреть обучающие фильмы. Очень хороши многосерийные фильмы «Рюрики. 700 лет» и «Романовы. 300 лет». Некоторым детям проще усвоить материал, просмотрев фильм.
– Сейчас ведётся дискуссия с критикой ЕГЭ и системы современного российского образования. У вас какое мнение по этой проблеме?
– Я за эвристическое обучение – когда ученику дают факты, а выводы делает он сам. Роль педагога – подтолкнуть ребёнка, направить ход его мыслей. Советское обучение было эвристическим. Надеюсь, мы к нему рано или поздно вернёмся.
– У вас как у преподавателя наверняка есть хобби, связанное с историей. Можете рассказать, что вас занимает вне образовательного процесса?
– Конечно, я занимаюсь исследовательской деятельностью, интересуюсь дореволюционным Новороссийском, а моя диссертация была на тему «Женщины в социально-культурном пространстве Черноморской губернии конца XIX – начала XX веков». Правда, на любимое хобби постоянно не хватает времени.