– Это узаконенное безобразие, такого быть не должно! – в редакцию пришла Ксения Галицкая. – Мой дед уходил на фронт из Новороссийска. А Малая Земля, политая кровью, где находится один из самых значимых памятников нашим героям, – это священное место. А голые люди ходят по священным плитам, здесь же пьют пиво, слушают громкую музыку, ругаются матом. Такое должно быть запрещено! Это попрание нашей памяти, – возмущалась женщина и пообещала дойти со своей жалобой до администрации Президента Российской Федерации.
Автор этих строк полностью разделяет возмущение гостя редакции. Редакционный фотокорреспондент побывал у мемориала и застал там то, что вы видите на его снимках.
Анатолий Поздняков – патриот города-героя, и поэтому не смог удержаться от вопросов к облепившим мемориал купальщикам и загоральщикам:
— Как вам не стыдно? Вы не понимаете, что то, что вы делаете, – это вандализм, осквернение памяти тех, в чью честь воздвигнут памятник?
В ответ кто-то молча начинал собирать пляжную сумку и готовиться уйти отсюда. Но большинство с демонстрацией искреннего недоумения вопрошали: «А что особенного я делаю? Кого-то трогаю? Кому-то мешаю?»
Убеждать таких в кощунстве или поздно, или, как показала попытка нашего фотокора, очень трудно.
Таких упёртых Анатолий спросил:
— А чем вас не устраивает недалеко расположенный официальный пляж со всеми удобствами? Или огромный пляж на косе? Тоже рядом, там замечательный берег и дно.
В ответ: «Нам здесь лучше», «Мы здесь привыкли», «Не люблю толпизма».
Ещё вопрос:
— А почему не реагируете на запрещающую здесь купаться и загорать табличку?»
Ответ под копирку: «Все тут загорают, а мне нельзя?!»
Заснял расстроенный Анатолий своих собеседников, облепивших мемориал, и с тем поехал в редакцию. А здесь уже возмущался увиденным и услышанным не меньше, чем гостья редакции Ксения Галицкая.
Оставалось проверить версию, что отдыхать верхом на элементах мемориала лучше, чем на официальном пляже. На котором, на взгляд нашего фотокора, было полно свободных лежаков и не было признаков недовольства расположившихся там людей условиями отдыха. Заходи и кайфуй здесь без страха и упрёка!
Перебежчиков с этого пляжа на мемориальные камни наш фотокор не заметил. О полной его готовности к сезону рассказала корреспонденту «Новороссийского рабочего» начальник управления туризма и сельского хозяйства Надежда Москатова. По её словам, пляж «Малая земля» оборудован по всем правилам для людей, которые исторически приходят купаться в это место. Здесь безопасно и комфортно, дежурит спасатель, регулярно проводится санитарная уборка. Стоимость услуг – как на других официальных пляжах, она в пределах разумного.
Тем не менее во вспыхнувшей в соцсетях полемике по ситуации на мемориале многие указывают на официальный пляж как на источник проблемы. Аргументы такие: есть люди, боящиеся закрытого пространства, им и на условно огороженном пляже плохо; есть плоховидящие граждане, они могут ничего не прочитать на запрещающей табличке; расположенный недалеко от мемориальной зоны пляж говорит о том, что и здесь не грех расположиться.
Появление официального пляжа неподалёку от мемориального комплекса в прошлом году вызвало дискуссию в социальных сетях.
Комментаторы тогда разделились на два непримиримых лагеря: тех, кто за комфортный пляж в приятном месте, и тех, кто был уверен, что купальщики и загоральщики обязательно выйдут за границы отведённой для них территории.
Годами изменить привычку последних не помогали ни аншлаги «Купаться запрещено», ни рейды казачьих бригад, ни увещевания музейных работников.
Я так скажу: годы годами, но для того власти и решили открыть здесь официальный пляж, чтобы привычки людей не ломать, дать им возможность недалеко от дома раскинуться на любимой пляжной галечке.
Но, видимо, авторы этой идеи чего-то недодумали или не учли. Может, не обратили внимания на те голоса в социальных сетях, которые криком кричали, что для защиты мемориала от бессовестных и беспамятных курортников мало создать альтернативу пляжу на мемориале. Ещё надо применить силу закона против наглецов. Например, к периодическим рейдам казачьих патрулей и интеллигентным увещеваниям музейных работников добавить такой действенный инструмент, как стационарный полицейский пост.
Всего один принципиальный полицейский – и нет проблемы!
Ситуацию в своем телеграм-канале прокомментировал Олег Мацедонский, заместитель главы, курирующий эти вопросы:
«Пляж был создан, в том числе и по просьбе сотрудников Мемориала для того, чтобы максимально оградить территорию памятника от «диких» полярников и перенаправить их в комфортную и безопасную зону. Многие десятилетия жители города купались в районе Малой земли как до возведения мемориала, так и после.
Администрацией муниципального образования город Новороссийск заключен договор на размещение объектов благоустройства пляжной территории с хозяйствующим субъектом за границами памятника-ансамбля.
Сегодня купание на пляже безопасно: пользователем пляжной территории на постоянной основе проводятся мероприятия по наведению санитарного порядка и обследованию дна, оборудованы место матроса-спасателя и медпункт, сданы пробы воды для анализа.
Пользователем пляжа установлены таблички, запрещающие купание и принятие солнечных ванн на территории памятника-ансамбля «Малая земля». Урез воды у памятника-ансамбля включен в перечень мест, запрещенных для купания людей на морском побережье муниципального образования город Новороссийск».
Фото Анатолия Позднякова