Первая учительница играла на скрипке

«У меня было много любимых учителей, наверное, вся моя сороковая школа. Но несколько из них особенно близки. Конечно, это первая учительница Кушнарева Лилия Филипповна. Этот человек, как и полагалось в начальной школе, учил нас всему. Она и преподавала всё, кроме физкультуры.

Я благодарен ей за математику, потому что математика – это начало успешного изучения многих других предметов. Чтобы мы научились считать, она использовала всё – палочки, счёты, потом мы переходили к устному счёту. Считали в уме и укрепляли память.

Одно из её достоинств – она умела объяснять так, что мы понимали, что нужно делать в задании, как решать. Сейчас это дано не всем учителям. Я вот проверял в этом году ОГЭ и видел, что многие дети просто не понимают заданий. Они увидели в вопросе какие-то знакомые формулировки и пишут в ответе то, что знают на эту тему, но не то, о чём их спрашивают. А ведь умение понимать вопрос закладывается в начальной школе.

Лилия Филипповна вела у нас уроки музыки, она играла на скрипке, и мы с удовольствием учили с ней песни, по-настоящему заводные. Такие занятия для меня и моих сверстников были маленьким праздником.

Помню, как она прививала нам аккуратность. Учила так раскладывать по парте школьные принадлежности, чтобы всё, что надо, было под рукой, тогда во время урока не будешь лишний раз отвлекаться на поиск линейки или простого карандаша. Этот навык и сейчас со мной. Да, у меня бывает творческий беспорядок на столе, но я знаю, где что лежит.

Я помню про птицу-тройку

После начальной школы у меня было два наставника, которые сыграли важную роль в моей детской жизни, – это завучи Любовь Ивановна Орешкина и Валентина Павловна Салий.

Валентина Павловна преподавала в нашем классе математику. Она продолжала нас учить логическому мышлению. Чтобы понять правило, действие, какие-то законы, надо было уяснить – что, где, когда. Я тоже руководствуюсь её принципами. Говорю ученикам: не надо мне пересказывать учебник, надо ответить – но у меня в биологии немного другие вопросы – что это, как, почему?

Любовь Ивановна преподавала русский и литературу. Благодаря ей полюбил читать и Пушкина, и Лермонтова, и Маяковского. Я полюбил приключения, фантастику, фэнтези – Стивенсона, Буссенара, Дюма.

Помню, как она задавала учить стихи. Они развивают образное мышление и память. Учили и прозу. Помните строки Гоголя про Русь, которую он сравнивал с тройкой? Можно ли остановить птицу-тройку?! Нет, нельзя. Несётся она, даже если на пути встречаются мёртвые души. Эти фразы забыть невозможно. Они и поэтичны, и всегда актуальны… И я помню их, благодаря Любови Ивановне.

Учитель должен знать больше учебника

Любовь к биологии мне привила учительница, которая вела уроки в пятом классе, Нина Васильевна Дутова. Я тогда случайно попал на выставку «Урожай», проходившую на станции юннатов. Там были плоды, овощи, фрукты – всё очень красиво. Я захотел поучаствовать в следующей выставке, начал готовиться с помощью Нины Васильевны и стал призёром. Мне вручили грамоту, и это понравилось.

Стало интересно готовиться к олимпиадам. Они тогда были сложнее, чем сейчас. Было много практических вопросов. Нужно было определять не меньше пятидесяти комнатных растений, пятидесяти лекарственных растений, пятидесяти сорных растений, пятидесяти дикорастущих трав, такое же количество разных категорий птиц, животных. В учебниках такого материала было очень мало. Нина Васильевна давала дополнительные уроки, где мы учились определению растений и животных. На эти уроки она никого не заставляла ходить, но на обычных школьных уроках было так интересно, что многие готовы были заниматься биологией дополнительно.

Нина Васильевна всегда рассказывала своим ученикам то, чего нет в учебниках. Я тоже сейчас преподаю по такому принципу. Учебник – это для домашнего пользования, для домашних заданий, которые ни в коем случае нельзя отменять. А учитель потому и учитель, что знает больше учебника.

Мне учительница давала ключ от кабинета биологии, где можно было самому рассматривать наглядные пособия. Так Нина Васильевна вырабатывала ответственность. Она же поощряла самостоятельность и инициативу.

Говорила: «Дима, расскажи этот материал своим одноклассникам». Так я под руководством учительницы готовил своего одноклассника к олимпиаде. Но ведь таким образом я и сам лучше подготовился. Он занял второе место на олимпиаде. Проиграл мне. Было интересно с ним соревноваться.

В биологии надо увидеть и пощупать

Нина Васильевна довела нас до старших классов, потом биологию преподавал директор школы Виктор Иванович Горяшин. У него была удивительная способность так выстраивать уроки, что хватало времени, чтобы дать новый материал, опросить учеников и пошутить, чтобы все посмеялись.

Виктор Иванович и привёл меня в школу. После вуза я вышел классическим биологом, имел право преподавать. Биологи в городе не требовались. Хотелось устроиться на престижную специальность, там в порт куда-то. Но Виктор Иванович предложил временно поработать в школе. И вот эта «временная» работа длится уже сорок лет. Я работал и несколько раз порывался уйти, но приходил кто-то из детей или родителей и просил – выпустите наш класс, потом уйдёте. И мой уход откладывался: правда, я не мог бросить учеников, особенно если чувствовал искренний интерес к предмету.

Виктор Иванович показывал, как вести уроки. Он сказал – ты должен понять, как заинтересовать ребёнка, чтобы он пошёл за тобой. Я понял – это практика. Рекомендованы 15 лабораторных работ, они у меня становятся обязательными. Плюс походы, школьное лесничество. Биология – это наука, где надо увидеть и пощупать. А в походах можно ещё и научиться общению, работать в команде. Этого так не хватает сегодняшним детям.

Я люблю всех своих учителей. До сих пор благодарен каждому».

Ознакомиться с положениями о конкурсе можно здесь.

Дмитрий Вехов (слева). Фото Анатолия Позднякова.