Корреспондент «НР» побывала в Технико-экономическом лицее – одном из пунктов сдачи экзамена, где в этот день сдавали ЕГЭ по обществознанию.

Как бы ни бодрились дети, а всё равно ощущалось, насколько они нервничают, как им на самом деле непросто. От того, какой сегодня, буквально через час, выпадет билет, зависит дальнейшая судьба. А это тревожно!

Мы стоим в уютном дворике Технико-экономического лицея. Ребята, собравшиеся здесь, приехали в основном из отдалённых школ: из Абрау-Дюрсо, посёлка Верхнебаканского, станиц Натухаевской и Раевской. Приехали на школьных автобусах, собирались рано, чтобы не попасть в пробку.

Кое-кто откровенно зевает, кто-то прячется от назойливых лучей солнышка. И каждый прокручивает в уме, что же ему достанется, какие задания ждут впереди.

Не у каждого из собравшихся есть желание общаться с журналистом. Но встречаются и словоохотливые выпускники.

– Я готовилась эти два года очень упорно, занималась в онлайн-школе, было тяжело, но я преодолевала все свои сомнения, всю усталость и шла к своей цели, – бодро рапортует Мария Королёва из станицы Раевской. – Очень надеюсь, что я хорошо сдам, жду – на хорошие результаты!

Как выяснилось, Мария мечтает стать теологом и заниматься богословской наукой и хотела бы свою жизнь связать с религией.

Я хвалю девушку за позитивный настрой и обращаюсь к другим ожидающим переклички выпускникам.

– Всё идёт нормально, прошедшие экзамены были хорошие, не так всё страшно, как некоторые говорят. Надеюсь, и на обществознании будет всё отлично, – делится впечатлениями Михаил Янтарев, учащийся школы №30 из Абрау-Дюрсо.

– Михаил, куда собираешься поступать?

– В институт им. Герцена, на философский факультет.

– Ой, что же вас всех на философию потянуло?

– Мне интересна эта наука, если наберу достаточное количество баллов, буду счастлив. А перевестись (вдруг всё-таки направление не моё) никогда не поздно. В дальнейшем хочу стать вузовским преподавателем или учителем в школе.

Настя Вильян из станицы Натухаевской твёрдо решила для себя стать экономистом.

– Пока мне сложно сказать, в какой вуз буду подавать документы. Ведь ещё нет результатов предыдущих экзаменов. Если наберу мало баллов, стану выбирать вузы, где конкурс поменьше.

– Настя, сложно сдавать ЕГЭ?

– Кому как, и смотря какой вариант попадется. Показалось, что русский язык сдавать было попроще, а математику посложнее. У меня до сих пор на рабочем столе формулы лежат, тетрадки по русскому языку тоже не убираю. Перезагрузка от одного экзамена к другому даётся нелегко.

– В приметы верите? Пятаки под пятку кладёте на счастье?

– У нас один парень положил пятак в прошлый раз, а потом сказал, что он ему только мешал. А я так не знаю, под какую пятку его класть и какой стороной. Потом вдруг если что не так пойдёт, буду думать, что не под ту пятку положила, вот и результат. Лучше вообще не брать.

– Я сто рублей положил, на сто баллов готовлюсь! – демонстрирует содержимое правого башмака один из выпускников.

– А мы сходили в церковь, помолились, поставили свечки. А перед экзаменом выпили святой воды, – делятся две подружки, которым уже пора было заходить в аудитории.

– ЕГЭ сдаём с большим трудом, – почти в стихах продекламировали Андрей и Лера, которым было сложно на истории. – Я, например, готовился к экзамену очень тщательно. Например, задание по культуре: проштудировал всё о храмах, скульптурах, стилях, произведениях искусства. А в итоге мне досталась тема советского кинематографа. Печаль!

– А у меня вариант был несложный, но сказалась волнение, – признается Лера.

Учитель математики из школы №26 Ирина Рогозянская приготовилась ждать своих учеников во дворе школы до самого окончания экзамена.

– Я каждый раз привожу детей на ЕГЭ и каждый раз переживаю за них, они мне как родные, – говорит Ирина Николаевна. – Для некоторых обществознание – последний экзамен. А кому-то ещё предстоит сдавать иностранный язык, информатику… Все уже определились, куда будут поступать, но переживают, хватит ли баллов.

– Ирина Николаевна, правда ли, что с каждым годом задания ЕГЭ всё сложнее?

– Они не сложнее, они разные. Я начинала готовить детей к ЕГЭ с 2014 года, тогда экзамен по математике был один, его не делили на базовый и профильный. Но, помню, что задания были объёмные, и последняя часть была довольно внушительной. Сейчас тоже проще не стало. Например, в этом году, на мой взгляд, была сложная финансовая задача в билетах.

Заходим на экзамен

Выпускники заходят в здание лицея. Мои документы тоже тщательно проверили, сумку велели оставить в классе, самом ближайшем к входу, там же – телефон. И даже мой репортёрский блокнот тоже вызвал подозрение, с ним велели не заходить. Поэтому моё общение с организаторами экзамена воспроизвожу только по памяти, записи не вела.

Первым делом я направилась в медпункт. Сделала это потому, что некоторые из выпускников жаловались, как на одном из пунктов сдачи ЕГЭ в аптечке был скудный набор лекарств. Если честно, то мне очень жаль в сложившихся условиях девочек-выпускниц.

Можно много спорить о том, надо или не надо отменять ЕГЭ, но не каждая девушка в критические дни осмелится пройти в медпункт, чтобы сдать туда средства гигиены: ведь с собой в аудиторию ничего проносить нельзя.

– Мы не видим в этом особой проблемы, – считает медик Ирина Серенко, – сюда, в медпункт, перед экзаменом дети сдают шоколадки, лекарства, которые могут им понадобиться. Хотя у нас есть свой арсенал медикаментов на все случаи жизни.

– Наша Ирина Александровна – опытный медработник, она знает всё, что может пригодиться, и аптечка собрана в соответствии со всеми рекомендациями, – поясняет руководитель ППЭ (пункта приёма экзаменов) Анна Аманатова. – Сейчас, например, у нас на пункте находится выпускник с особенностями здоровья. Экзамен длится 3 часа 30 минут, но этому ребёнку позволительно писать его дольше на полтора часа. Вот здесь приготовлено его лекарство.

– Как часто детям вызывают на экзамен «скорую»?

– В этом году такого не было. А в прошлом году у одного из выпускников случилась паническая атака. В случае если кому-то становится плохо, мы оказываем первую помощь. Иногда достаточно чашки сладкого чая и пары тёплых слов. Но если лучше ребёнку не становится, вызываем «скорую помощь». Тогда уже выпускник сдаёт экзамен в резервный день.

Подошедшие организаторы сообщают, что экзамен начался, и я покидаю пункт сдачи ЕГЭ, мысленно желая всем справиться с испытанием на максимально высший балл.

По ту сторону забора

На выходе, у калитки, замерли, словно стойкие оловянные солдатики, мамы выпускников. Они признаются, что эта добровольная вахта дарит им уверенность, что с детьми все будет хорошо.

– Экзамены экзаменами, но меня больше волнует психологическое здоровье ребёнка, – делится одна из женщин. – Разве это нормально – так нервничать, не спать ночами? Стоит того этот ЕГЭ?

Итоги экзаменационной кампании подводить рано. История со словарями, оказавшимися в аудитории, из-за которой 33 выпускника будут пересдавать ЕГЭ 22 июня, в резервный день, стала достоянием общественности и, наверное, послужит уроком.

Лично я рада за сдающих в этом году. Погода стоит не знойная. А вот несколько лет назад, когда из-за ковида ЕГЭ перенесли на жаркий июль, дети жаловались, что даже кондиционеры не спасали от пекла.

Пожелаем всем сдающим ни пуха ни пера!