«Так случилось, что в течение очень короткого времени ко мне за помощью обратились сразу три мои приятельницы-пенсионерки. Ко мне – потому что я хотя и на пенсии, но ещё работаю, а главное – потому что на работе я пользуюсь компьютером. И хотя делаю я это на уровне самого примитивного пользователя, в их глазах этого уже достаточно.
Первая пыталась привести в порядок своё имущество, в частности оформить законно электричество в гараже, которым не пользуется, но хочет продать. Вторая ходила в соцслужбу с вопросом по выплатам. Третья была удивлена невесть откуда взявшимся долгом за домашний телефон. И все они в ступоре, потому что выяснить, а тем более решить свои вопросы могут «только через личный кабинет». И если в НЭСКе и в соцслужбе в конце концов всё-таки нашлись отзывчивые люди, которые пошли навстречу пожилым женщинам, то в Ростелекоме даже спросить оказалось не у кого. Разве что у компьютера, которого, кстати сказать, ни у одной из них нет дома.
Страна стремительно переходит на цифровые технологии, в том числе и всякого рода документооборот. Научишься всё делать сам – сэкономишь деньги. Не научишься – будешь искать тех, кто умеет, и платить деньги им. Например, специалисты с популярного сайта услуг за оформление через личный кабинет заявки в НЭСК попросили шесть тысяч рублей!
Но я о другом. Не секрет, что у нас ещё живы те, кто увидел впервые компьютер в зрелом возрасте. По профессии он им был просто не нужен. А когда оказалось, что он нужен ещё и по жизни, стало уже поздно учиться.
Считаю, что хотя бы для пожилых людей необходима служба, которая бы работала по принципу «единого окна», куда человек может прийти за помощью, если его послали… в личный кабинет или ещё куда-нибудь в новой цифровой реальности. Зачастую ему просто нужно помочь найти специалиста, который за посильную для пенсионера плату выполнит необходимые формальности: напишет заявление, найдёт адрес, по которому можно написать обращение, подскажет, что можно сделать самостоятельно. И адрес такой службы должен висеть на каждом углу, в каждом учреждении, в каждой организации, где некому и некогда заниматься стариками.
Давайте проявим к ним уважение – настоящее, непоказное, окружим вниманием вместо того, чтобы вычёркивать их из новой реальности. Кстати, может быть, эту идею смогут как-то реализовать волонтёры?
Зинаида Петровна, работающая пенсионерка, 65 лет».