Рука стала слушаться

В гончарной мастерской Новороссийской общественной организации инвалидов «Мир без границ» особенных детей реабилитируют через творчество. Такой всем известный материл, как глина, здесь превращается в лекарство.

Шестнадцатилетний Никита Болотов с блеском в глазах смотрит на кусок серой глины. Правая рука висит у него, как плеть, левой он берёт неработающую руку и кладёт её на стол. Затем рабочей рукой берёт глину и вкладывает её в неработающую руку. Теперь обе конечности в действии, он медленно начинает раскатывать пластичный материал. 

Педагог-инструктор мастерской Оксана Сердюкова подсказывает парню, что нужно делать и в какой последовательности. Сейчас он скалкой раскатывает блинчик, который затем превратится в блюдо или тарелку. Журналисты любуются готовыми образцами, что сделали дети раньше. 

Никита родился с диагнозом ДЦП, при этом он достиг невозможного: отжимается от пола 30 раз на здоровой руке, занимается фитнесом и даже побеждает в беге на короткие дистанции. А ещё парнишка обожает творить, неплохо и с удовольствием рисует. В гончарной мастерской он забывает о том, что правая рука у него не двигается.

– Вот смотрите, Никита работает больной рукой, у него всё получается! Он пришёл к нам три года назад. И уже после года занятий виден заметный результат. В процессе работы с глиной идёт работа пальчиками, мелкая моторика даёт импульсы в мозг, происходит реабилитация. Он уже может взять больной рукой кусок глины. Для человека с таким диагнозом это – отличное достижение, – хвалит своего подопечного Оксана Ивановна, да так, чтобы тот слышал. 

Инструктор отвлекается на других учеников, Никита сосредоточенно месит глину. 

Кем планируешь стать, когда вырастешь?

– Железнодорожником, – отвечает мне парень. И за минуту умудряется рассказать мне всю свою жизнь: что учится в 28-й школе, и неплохо, что его любимый предмет – алгебра. Что такие особенности в здоровье – не препятствие стать железнодорожником. И он отчаянно идёт к своей цели, несмотря ни на что. 

Знакомимся поближе с Оксаной Сердюковой, она в прошлом педагог начальных классов, а теперь тьютор и инструктор адаптивной физкультуры. Говорит, что её саму в последние годы с головой захватило творчество. Она обучилась арт-терапии и четыре года учит своих подопечных из «Мира без границ» создавать керамические изделия, а в свободное время пишет картины маслом, проводит мастер-классы по рисованию и лепке. Большинство проектов организации «Мир без границ», где инвалиды обретают смысл в жизни, существуют на гранты. Проект гончарной мастерской тоже появился благодаря трём грантам – президентскому, краевому и муниципальному.

Включить фантазию

Все это время другая ученица, Ксения Яровая, сосредоточенно расписывает уже готовую глиняную кружку. Время от времени она отрывается от творчества и делает замечание другим воспитанникам, которые, по её мнению, шумят и мешают остальным погрузиться в процесс с головой.

Оксана Сердюкова поясняет мне, что Ксюша – её ученица и помощница, она всегда помогает педагогу навести порядок в мастерской. У девочки, несмотря на особенности здоровья, явный талант: занимается рукоделием – хорошо вышивает и шьёт, а также рисует, увлечена лепкой. 

– На занятиях у неё включается фантазия, и она придумывает интересные рисунки для изделий из глины, – говорит Оксана Сердюкова, показывая готовые работы, которые потом её воспитанники дарят другим детям на различных мероприятиях, где приветствуются необычные призы и подарки. А ещё на все праздники эти дети дарят особенные, красивые подарки своим родителям, учителям в школе, друзьям.

Случаются чудеса

Пока ещё один воспитанник мастерской, Игорь, готовится вылепить что-то грандиозное (позже выяснится, что это – чайная пара), Оксана Ивановна рассказывает мне правду жизни. На занятия привозят самых разных детей со всевозможными тяжёлыми пороками развития, аутистов, некоторые боятся находиться в замкнутом пространстве, чураются глины. Приводят детей, которые раньше не могли сосредоточиться на чём-либо, которых невозможно было не то что занять делом на минуту, но и даже усадить на стул! 

Однако тут, в этой крошечной мастерской площадью пять квадратных метров (помещение инвалидам выделила городская администрация), случаются чудеса. Самые тяжёлые дети успокаиваются и погружаются в процесс творчества, беспокойные аутисты берут в руки незнакомый им материал и начинают лепить. 

Инструктор с трудом подбирает слова, чтобы объяснить механизм действия арт-терапии. Если уж просто: работа рук активирует определённые зоны головного мозга. И происходит чудо. 

– Привезли нам девочку Ганну, она очень подвижная, ползала по полу, пряталась под столом. Теперь она прекрасно лепит, делает интересные поделки. Лёша Бережняк, ребёнок во взрослом теле, тоже поначалу не хотел работать: «Не хочу, не буду». А сейчас он создаёт настоящие шедевры, – рассуждает Оксана Сердюкова. – Приходит к нам девочка с сильным заиканием, на занятиях она лепит, рисует, творит. И делает эксклюзивные авторские работы, но главное – после занятия заикание становится не таким заметным. Есть один мальчик, у которого очень тяжёлые руки – лежат плетьми. Занятия керамикой дают его рукам лёгкость, и они просто парят!

Поверить в себя

– Я не вижу их обречёнными детьми, я вижу в первую очередь людей, причём у всех есть талант, который нужно открыть миру, – продолжает педагог. – У них у всех включаются дремлющие возможности. Глина – особо пластичный материал, она хорошо поддаётся рукам, у людей пробуждаются интерес к творчеству, желание что-то создавать. Моя задача – заинтересовать, помочь и научить, чтобы дети верили в себя, верили, что у них получится.

Кстати, глину на таких занятиях используют не простую, а гжельскую. Она отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. 

– Реабилитация глиной в Новороссийске очень востребована, сейчас в мастерской проходят реабилитацию более сорока детей, и даже существует очередь на такие занятия, – отмечает руководитель организации инвалидов «Мир без границ» Инна Кулик.

Поздравляем мастеров-педагогов мастерской с Днём защиты детей. Удачи вам в святом деле!

Фото Анатолия Позднякова и Марии Ананьевой