Художник-маринист Владимир Тихоновский на несколько недель приехал из Санкт-Петербурга в Новороссийск черпать вдохновение.

Именно здесь он учился живописи у таких мэтров, как Юрий Чернов, Эдуард Нетребко, Татьяна Павлова. Собственно, пейзажи и натюрморты Тихоновского – это отдельная, ещё никем не раскрытая тема.

Владимир Иванович, в прошлом командир подводной лодки, как художник прославился своими морскими батальными полотнами.

Фото Анатолия Позднякова

Их можно увидеть в Новороссийском ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийском музее-заповеднике, в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого и многих других учреждениях Санкт-Петербурга.

Приехав в Новороссийск на «зимние каникулы», Владимир Тихоновский провёл творческую встречу со школьниками в Музее адмиралов Черноморского флота школы №34. 

Корреспонденты «НР» воспользовались случаем, чтобы пообщаться с известным художником.

– Владимир Иванович, в своих работах вы допускаете долю художественного вымысла?

– Если это исторические полотна, то я стараюсь быть максимально достоверным. Никаких искажений фактов, на мой взгляд, быть не должно. Прежде чем взяться за работу, я досконально изучаю каждую деталь, каждый исторический факт, перелопачиваю горы литературы.

– Как вам удаётся точь-в-точь изобразить крейсер, эсминец, пароход?

– Мне помогает в этом Новороссийский клуб судомоделистов, я беру модель и рассматриваю её со всех сторон: с кормы, с боку, потом ищу чертёж, чтобы проработать мелкие детали, выяснить, например, сколько палуб у того или иного судна.

 Так получается достичь максимальной точности. Когда я был в командировке в Сирии много лет назад, то по впечатлениям написал картину, посвящённую боевым вылетам авиагруппы крейсера «Адмирал Кузнецов».  Чтобы полотно было достоверным, я много консультировался с военными лётчиками.

– Владимир Иванович, что больше всего из ваших работ понравилось новороссийским школьникам?

– Картина, посвящённая высадке десанта на Малую Землю. Недавно прошла акция «Бескозырка», почти все дети были там. Им знакома эта тема.

А ещё я рассказал ребятам, что был знаком со скульптором Николаем Кирилловичем Божененко, автором памятника «Передний край обороны Малой Земли». Считаю находку скульптора – именно так расположить фигуру матроса с гранатой – гениальной. А познакомился я с Николаем Кирилловичем на семейном мероприятии, дне рождения его сослуживца. Мы разговорились. Скульптор поделился тогда задумкой сделать в Новороссийске памятник, посвящённый гибели эсминца «Ташкент». Ведь именно здесь эсминец принял свою героическую смерть в 1942 году.

К сожалению, замыслу скульптора не суждено было осуществиться.

– Какие ваши картины о Новороссийске вы считаете знаковыми?

– Это работа, где в основу легла история первой обороны Новороссийска во время Крымской войны, и картина, отображающая момент основания города: эскадра адмирала Лазарева заходит в Цемесскую бухту.

– А как вы считаете, чем ваши работы отличаются от картин других художников-маринистов?

– Я, если можно так выразиться, фанат оттенков, когда пишу море, то выдаю всю палитру красок. Как подводник, я знаю море изнутри и стремлюсь передать не только его красоту, но и непростой характер. Например, в Сирии – тягучий горизонт, неяркое небо, море какое-то тревожное, что ли. Мне удалось это отобразить. В Новороссийске совершенно другие краски моря.

Однажды я изобразил северное сияние: вот где игра оттенков! Это явление я наблюдал собственными глазами во время морских походов. А на одной из выставок мне попалась работа художника, где он, как мне показалось, грубыми мазками «наляпал» северное сияние.

Я тогда решил сделать свой вариант. Когда один из моих коллег по Военно-морской академии в Санкт-Петербурге восхитился, увидев эту работу, даже ещё не законченную, я понял, что на верном пути. Северное сияние – это свечение воздуха, это музыка Вселенной, и никакое шоу с иллюминацией не сравнится с тем, что сделала сама природа. 

– Какие, может быть, сенсационные исторические факты вы смогли отыскать, изучая архивные документы?

– Исторических материалов у меня собрано на несколько книг.

Про каждый флот я знаю миллион подробностей. Однажды увидел портрет командира брига «Фемистокл» Владимира Алексеевича Корнилова кисти Карла Брюллова и решил узнать историю создания этой работы. Получилось отыскать любопытные свидетельства, которые легли в основу большого очерка «Как Карл Брюллов учил моряков проходить пролив Дарданеллы».

В своё время богатый спонсор оплатил Брюллову командировку в Грецию, чтобы тот писал развалины. Но художник там заболел жёлтой лихорадкой, местный климат оказался ему вреден, и Брюллова отправили в обратный путь, посадив на бриг, капитаном которого был Корнилов.

В морском путешествии произошёл случай, когда наблюдательность художника оказалась на уровне выучки морских офицеров. Сохранились воспоминания очевидцев на эту тему.

Итак, в августе 1835 года северный ветер надолго задерживал  корабли близ устья Дарданелл, но «Фемистокл» пробился через узкий пролив с удивительной ловкостью. Как выяснилось, преодолеть морскую пробку морякам помог Карл Брюллов. Художник заметил, что «в том месте Дарданелл, где пролив делает поворот, огибая берег, стремление воды образует на некотором протяжении обратное течение вблизи самого берега. Кроме того, он заметил ещё, что в момент захождения солнца в проливе ежедневно водворяется минут на пять совершенное безветрие. И для выхода за поворот пролива на попутное течение стоило воспользоваться вечерним пятиминутным штилем.  Этот маневр удался!» – такие сведения очевидцев мне удалось отыскать.

– Владимир Иванович, а какая природа вдохновляет вас на этюды: северная или южная?

– С одинаковым удовольствием пишу виды Санкт-Петербурга – города, в котором я живу и работаю, и виды Новороссийска и его окрестностей. Виноградники Мысхако, сосны на берегу Чёрного моря, первый снег в Цемесской роще, купальщики, Пионерская роща – о моих пейзажных работах мало кто знает. Но те, кто их видел, оставляют восторженные отклики.

Среди питерских работ мне дорог пейзаж моего родного двора.

Ещё одна любимая тема – мифологическая, по мотивам русских сказок и былин. Но даже в этих работах я стараюсь придерживаться исторической правды.