Вся эта история нашла продолжение в зарубежных информационных источниках. А мы узнали правду из первых уст, встретившись с Сергеем Васильевым (на фото), не так давно вернувшимся из рейса. Капитан судна «Nordic Qinngua», работающий в компании «BSM», вспоминает тот день со всеми подробностями.
– Это было 18 августа прошлого года, – рассказывает Сергей Викторович. – Мы вышли из Канады, перевозили железную руду на север Европы. Когда подошли к Гренландии, погода изменилась, и нам откорректировали маршрут. В итоге мы пошли на Ла-Манш.
И вот мы в Атлантическом океане, от берега примерно 500 миль. А тут получаем сигнал бедствия. Оказалось, любители-экстремалы, датчане, шли из Майами на Фарерские острова на гребной лодке. Хорошо, что у этих двух ребят была спутниковая связь. С её помощью они и дали о себе знать. Фактически половину суток мужчины провели на небольшом плоту.
Получив сигнал бедствия, мы глубокой ночью выдвинулись их выручать. Как выяснилось, наше судно было ближе всего к пострадавшим. Конечно же, оказать помощь тонущим в море – святая обязанность любого моряка. Но технически, поверьте, это сделать было не так просто.
– Сергей Викторович, и в чём заключалась сложность?
– Вот представьте себе наш пароход: 230 метров – длина, 38 – ширина, в трюмах более 94 тысяч тонн груза. Как такой тяжеловоз надо развернуть, чтобы и пострадавших вызволить, и ущерб судну не нанести? При этом море штормит, 7 баллов по шкале Бофорта, плотик этот в волнах то и дело теряется. Нам в помощь из берегового спасательного центра даже самолёт прислали. Ну, покружил он над нами. А что бы пилоты смогли сделать?
В общем, я перекрестился и начал спасательную операцию. Использовали и спасательные круги, и трапы, и сетки. Еле достали гребцов, но всё удалось. Выручили интуиция и опыт.
Ребятам, считай, повезло, отметили свой второй день рождения. Они, по их словам, уже попрощались с жизнью, и не раз. Столько времени их болтало на этом плоту: «голова-ноги», они, бедные, и говорить не могли, настолько были вымотаны. Мы надели на них сухую одежду, дали горячий чай. Наш повар-филиппинец притащил носилки, одеяла. Всё-таки вода была градусов 12 по Цельсию.
Уже когда наши спасённые чуть ожили, выспались, тогда и разговорились, устроили фотосессию. Я предоставил им связь, и они обрадовали своих родных, которые уже и не чаяли увидеть их живыми.
Благодарили нас потом, грамоты слали.
– И это в то время, когда во всём мире не слишком приветливо смотрят на русских моряков…
– Это называется морское братство. А что касается работы, то сейчас трудиться в море действительно очень непросто. Много сложностей связано со сменой экипажей, подготовкой документов, визами. Даже когда зарплату нам платят, мы, получая её в банках, теряем на курсе, на процентах, которые берут за обналичивание валюты. Плюс далеко не все банки с нами работают. Всё это серьёзно бьёт по карману.
– Вы с детства мечтали стать капитаном?
– Моряком мечтал стать, хоть и родился далеко от моря, на Урале. А в капитаны не стремился, это ведь нужно очень большой груз ответственности на себя взвалить. И хотя бы на шаг вперёд каждое действие предугадать, а ещё лучше – на три шага.
Работал я в основном на балкерах Новороссийского морского пароходства (позже – «Новошипа», – прим. авт.) и уже не раз уходил на заслуженный отдых. Но предложения снова поступали, и вот до сих пор тружусь. Крайний раз меня провожали на пенсию в 2018 году, а в 2020 году снова позвали на работу. Судно стоит целое состояние, и, конечно, судовладелец выбирает, кому доверить такое богатство, поэтому умение и практика сегодня в цене.
– Вы помните свои впечатления от первых рейсов?
– Конечно, это было время романтиков. На судах – большие экипажи. Более 60 человек. Смартфонов, гаджетов не было. Каждый вечер все собирались смотреть кино, играли в настольные игры, общались в кают-компании. А когда стояли в порту, мы устраивали состязания по футболу с экипажами соседних судов. Помню, в 1986 году мы стояли в Алжире, и каждый вечер у нас были матчи. Немцам проиграли, а у бразильцев выиграли.
Бывало, арендовали стадион за пару блоков сигарет.
– Где удалось побывать за время рейсов?
– Спросите меня, где я не был. В Антарктике разве что. Помню, в девяностые годы организовывались туристические рейсы туда, мне предлагали должность капитана. Но жена воспротивилась.
А вот по Северному морскому пути я проходил на судне «NS Якутия».
В Мурманске мы грузили железорудный концентрат и доставляли его в Китай. Много времени проходило в ожидании ледоколов. Вообще, на Севере работать было сложнее, в том числе привыкнуть к другой погоде. Хотя я не мёрз, я же с Урала. А вот морякам-южанам несладко пришлось.
Ледовые рейсы сложны сами по себе. Тяжело адаптироваться психологически. Для Северного морского пути есть штаб морских операций, есть требования Полярного кодекса. Имеются определённые риски, так что соблюдать осторожность – это жизненная необходимость. К примеру, полученный анализ ледовой обстановки или прогноз могут не соответствовать реальности. Сложно управлять в таких условиях судном. Рисков больше, нервы на пределе, можно не заметить «таран» (подводный выступ), напороться на льдину. А где после этого ремонтироваться, если ближайшая ремонтная база за три тысячи километров?
Но есть и свои плюсы. Какое-то притяжение Арктики! Мы встречали медведей, тюленей, песцов, полярных куропаток. Помню, как медведица с двумя медвежатами выпрашивала еду. Мы кинули ей яичницу, потом яблоки, они, оказывается, всё «харчат».
– В какое время сложнее быть капитаном: раньше или сейчас?
– Непросто всегда. В техническом плане в последнее время мы наблюдаем большой прорыв, есть электронавигационные приборы, которые помогают капитану. Правда, иногда эта техника выходит из строя, и тут вспоминаешь, как обходились без неё. Раньше мы больше работали головой и руками, четвёртый помощник капитана мог запросто радар разобрать и собрать, сейчас не все молодые моряки это могут.
– Сергей Викторович, сегодня, как правило, смешанные экипажи на судах. С кем вам приходилось работать?
– С филиппинцами, очень хорошее о них впечатление. Исполнительные, вежливые. Филиппины – островное государство, там каждый моряк – уже с рождения, знание моря – это жизненная необходимость.
– Какие книги вы любите читать?
– Фантастику в основном, российскую и современную зарубежную. В реальной жизни столько всего сложного, что хочется отвлечься и спокойно «сказку» почитать, зная, что это всё – просто чья-то увлекательная выдумка, фантазия.
В Перинатальном центре Новороссийска новое оборудование.
Новороссиец задолжал бывшей жене более 2,6 млн. рублей, которые должен был выплатить на содержание 14-летней…
Похолодало и у светофоров на крупных перекрестках то и начали попадаться попрошайки, некоторые - на…
22 ноября 2024 года, 21-й лунный день
Сотрудники санатория «Заполярье» совместно с экспертами Регионального центра компетенций практически на треть увеличили объем сушки…
В стремлении к гегемонии в киберпространстве США усиливают тайную слежку не только за противниками, но…
View Comments