К Марку Захарову не поехал

Появление в Новороссийске в начале девяностых такого самобытного тетра стало культурной сенсацией. На премьеры в ДК «Строитель» приходил весь цвет города. Спектакли были провокационные, взрывные, но очень трогательные.

 – Я окончил Краснодарский государственный институт культуры с отличием, – вспоминает Сергей Ливенцов. – Все однокурсники были уверены, что я поеду в Москву к Марку Анатольевичу Захарову, который в ГИТИСе набирал новый курс на факультете режиссуры. Но я остался в Новороссийске. В 1991 году я ставил свой дипломный спектакль в комсомольско-молодёжном театре «Пламя» по пьесе «Медовый месяц Золушки». Но мою судьбу изменила поездка в летний лагерь «Малоземелец» в Джанхоте, где я был культорганизатором и познакомился с руководителем Дома культуры «Строитель» Тамарой Преступко, она меня и пригласила создать свой театр. 

Мне всегда хотелось сделать то, чего в тот момент не хватало городу – эксперимента, творческого разнообразия. Так появился театр «Кукушкино гнездо». Мне повезло. Упал железный занавес, и нам открылась мировая драматургия. Мы могли ставить лучшее из того, что было создано гениями. За 31 год у нас вышло 66 премьер. 

Фото Анатолия Позднякова

О любимых спектаклях

Любую постановку подолгу обсуждают в кулуарах. У театра множество почитателей. Зал «Кукушки» всегда полон, каждая премьера – открытие новой звезды. У актёров появляются поклонники, которые следят за судьбами своих любимцев, ходят на все спектакли.

– Я никогда не считал, что успешен, – говорит режиссёр. – Был уверен, что совершенству нет предела. Так и актёрам говорил. Даже не могу назвать свой любимый спектакль. Это как дети в многодетной семье. Любимы – все. Только есть те спектакли, которые вынашивались и выходили в свет легче, и те, что давались с трудом. 

О желании эпатировать

Премьера – это всегда сенсация. И, как казалось мне, эпатаж. Актёры могли обнажиться на глазах зрителя. Любовные сцены были откровенны. А тема спектакля бросала вызов публике, которая ещё помнит о соцреалиализме.

– Сейчас вас удивлю, но у меня никогда не было желания эпатировать, – продолжает мой собеседник. – Я брал качественной драматургией. Никогда ничего не придумывал. Если в сценарии была сцена любви, мы её и ставили. Я не брал классику, как это делается сейчас, и не переделывал её. А зрители в 90-е хотели чего-то нового. 

Сами знаете, что в советское время нельзя было о многом говорить, а тем более показывать. Я ставил задачу перед собой как режиссёр – чтобы зритель ушёл после спектакля с массой эмоций, не с холодным носом. Мне нужно было, чтобы спектакли обсуждали ещё несколько дней. Чтобы зрители ещё долго стояли на ступеньках театра и разбирали игру актёров, неожиданные повороты сценария.

Прилетало ли за новаторство

Автора этих строк, поклонницу «Кукушки», всегда мучил вопрос: ходили ли чиновники на спектакли? Была ли цензура? И прилетало ли режиссёру за его смелость?

– Никогда не прилетало. Был единственный момент, когда мы показывали в рамках Всероссийского фестиваля спектакль «Дом Бернарды Альбы». Зрители сидели во дворе Центра национальных культур на Грибоедова, 12. Ирина Тимофеенко играла несовершеннолетнюю, которая бунтует и пытается сбежать из дома от своей старшей сестры. Актриса лазала по карнизу синагоги. И вот тогда какой-то злобный зритель сказал, что на нас нужно натравить прокуратуру. И к нам даже приходил с проверкой помощник прокурора. Ирка показала ему свой паспорт, подтвердив, что ей 25 лет.

А чиновники… Иногда вижу их в зале на премьерах. Но никаких препон с их стороны никогда не было.

Об актёрских судьбах 

Многие поклонники театра помнят актёров из народа. Всем интересно, как сложилась их судьба. Пошёл ли кто-то в профессиональные актёры? И приходят ли они в театр сейчас?

– Андрей Тимофеенко женился, стал отцом, занимается семьёй. Анечка Койда родила близнецов и вся в материнстве.

Юрий Асланиди жил в Москве, а сейчас руководит турбазой в Адыгее. Он увлёкся кино, снимал короткометражки. Хочет весной приехать в Новороссийск и поснимать художественное кино у нас. Алексей Асатиани окончил морскую академию, сейчас доцент кафедры, кандидат технических наук, он до сих пор актёр нашего театра. Таня Стасенко предприниматель, тоже ещё играет в нашем театре, уже на протяжении 13 лет. Ира Тимофеенко стала помощником режиссёра в «Кукушке». А некоторых уже нет на этом свете. Игоря Кондратенко, например.

Бывшие актёры приходят на спектакли. Редко. Потому что им больно. Им больно смотреть, ведь это они могли бы быть на сцене. И они могли бы сыграть лучше. Но они сделали свой выбор не в пользу театра. 

О новых актёрах

– К сожалению, сейчас в театр приходит мало молодёжи, – вздыхает режиссёр. – Нынешним актёрам 35 и выше. Почему так происходит? Наверное, потому что молодые люди заняты гаджетами, у них другой интерес в жизни. Им не до театра. 

Сергей Ливенцов с реальным черепом, подаренным зрителями в качестве намека на «Гамлета». В 2019 году череп дебютировал в пьесе «Протогонист», где актер Алексей Асатиани читал монолог Гамлета.

Об авторских правах 

Рыночные отношения поставили театры в сложное положение. Теперь нужно платить авторские за использование пьес. Иногда они исчисляются миллионами рублей. 

– Как мы выходим из положения? Умоляем авторов разрешить народному театру ставить их спектакли без отчисления авторских, – говорит Сергей Ливенцов. – Иногда получается убедить. А в наши времена даже у Шекспира есть правообладатель. Я по-прежнему много читаю пьес разных авторов. Встречаются очень даже интересные. «Маленькие трагедии» Красногорова, «Любовь на кончике иглы» Льва Казарновского, «Гамлет принц Гадский» Лисина. Всё хочется поставить. 

О будущих постановках

С Сергеем Ливенцовым я не виделась уже более десятка лет. Он повзрослел, поседел, помудрел. Но изменился ли его театр?

– Увы, люди меняются. Думаю, что у меня за 31 год существования народного театра появился опыт. Я по-прежнему, выбирая пьесу, спрашиваю себя: чем зрителя удивлять буду? Некоторые мне говорят: «Поезжай в Москву». А я не хочу в Москву. Я хочу творить здесь. 

Что я могу сказать о будущем? Сейчас идёт ремонт ДК «Мысхако», где базируется наш театр. По завершении ремонта будет премьера. Пока я выбираю пьесу. Если пьеса зацепила, ты о ней думаешь. Вынашиваешь, как ребёнка. Я должен всех оплодотворить идеей будущего спектакля. Донести её до актёров. А ещё мы хотим воссоздать самые хитовые спектакли «Кукушкиного гнезда». Первым станет «От красной крысы до зелёной звезды».