Ремесленников подружил интернет
«Токарная миниатюра» – это экспозиция, организовать которую удалось с помощью энтузиазма известного в городе фотохудожника и мастера по дереву Петра Московцева и средств президентского гранта. Сам Московцев так описывает эту историю:
– Пять лет назад в одной из групп «ВКонтакте» мне поступило предложение организовать конкурс мастеров токарной миниатюры, а затем – и передвижную выставку. И я загорелся этой идеей, – вспоминает Пётр Михайлович. – В этом году на конкурс – а он проходил в онлайн-формате – пришло около 160 работ. Заявили о себе 65 мастеров, среди них 6 – представительницы прекрасного пола. Есть и совсем юные мастера – 12-15 лет. Мы отобрали лучшие работы. И теперь люди в разных городах смогут полюбоваться этими произведениями искусства. Средства гранта в размере 280 тысяч рублей в основном потрачены на полиграфию – изготовление каталогов, где запечатлены во всей красе деревянные шедевры.
Дерево успокаивает и радует
– Петр Михайлович, кого из участников вы бы особо отметили? – спрашиваю у Московцева.
– Каждый мастер – уникален, каждый – самородок и талант. Среди мастеров почти все – непрофессионалы, мало кто имеет художественное образование, но их работы – шедевральны. Например, Алексей Рахов из Архангельска сделал китайский шар. По сути, это 8 ажурных шаров, выполненных из цельных кусков дерева по принципу «матрёшки». В России только два токаря могут сделать такую тонкую работу. Любое изделие на этой выставке исполнено с такой душой! И все мы можем полюбоваться этими чудесами.
На открытии выставки было очень много людей, все они восторгались искусно выполненной «деревянной ювелирочкой», переходами оттенков, рисунками, которые исполнила сама природа, а мастера разглядели эти замысловатые пейзажи и явили их миру.
– Что дает вам работа с деревом? – такой вопрос я задавала каждому из авторов, присутствовавших на выставке.
Многие говорили, что этот нелёгкий труд их очень успокаивает. И бывает даже, что, когда дома жена «пилит» и «снимает стружку», они сбегают в мастерскую и отдаются творческой работе.
– Я отрешаюсь от забот и всего мелочного и суетного, только я и дерево! Это такой творческий процесс, без которого настоящему мастеру невозможно прожить и дня, – признаётся Московцев.
На этой выставке дебютировал со своими работами Николай Мотренко, его горожане узнали после публикации в нашей газете как креативного фотографа, который видит картины в причудливых корягах, пнях, листьях. Сейчас он попробовал себя в новом виде творчества.
Ещё один мастер – Валерий Татаринов из Абинска – автор радужной тарелочки, экспоната, который вызвал наибольшие восторги публики.
Дмитрий Лисицин из Крымска – дважды пенсионер, заработал военную пенсию будучи лётчиком, а затем и гражданскую. Сейчас он увлёкся деревом не на шутку.
– Бывает, ищешь дерево, которое – одно из тысячи, и радуешься этой находке как ребёнок, – признаётся он. – Потому что только из него получится работа с уникальным пейзажем.
Кстати, мастера токарной миниатюры сырьё либо покупают, либо находят в лесу уже погибшие ветки, живой лес никто не трогает.
Известный в городе мастер по дереву Максим Бахтинов рассказал журналисту, что занимается токарной миниатюрой с 2016 года, а до этого столярничал.
– Уже в 15 лет я начал работать учеником столяра в родной Тоннельной. В детстве я шёл в лес собирать грибы, находил ветки и мастерил из них скульптурки. А сейчас у меня свой магазинчик авторских работ. Когда я стою у станка — а бывает, что тружусь подряд по 16 часов, то даже не ощущаю усталости, только эмоциональный подъём. И только уже придя домой, понимаю, насколько вымотался.
– Как вы считаете, современных детей надо обучать столярничать? – спрашиваю у мастера.
– Обязательно! Сегодня у многих молодых людей пальцы «заточены» только на то, чтобы управляться с клавиатурой гаджетов. Подростки, видя обычный деревянный волчок, даже не могут запустить его, настолько не развита у них мелкая моторика.
Ну и, конечно, главный герой этой выставки – его Величество Дерево. С его душой и многовековыми историями, полными ярких красок. Всё это сумели разглядеть мастера, а мы можем теперь любоваться, размышлять и восторгаться!