А могли бы оказаться на свалке
НЕВЕРОЯТНУЮ историю корреспонденту «НР» рассказала куратор художественной галереи «Прима-Юг» Лариса Воспитанюк. Недавно к ней как к эксперту в области искусства обратился коллекционер, желая узнать ценность картин, которые он принёс в галерею.
– Это была серия работ, штук пятьдесят, выполненных на бумаге гуашью и акварелью, – говорит Лариса. – На счастье, в этот момент в галерее находился Альберт Щитков, художник из Симферополя, который несколько лет назад переехал в Новороссийск. Я обратилась к нему за помощью.
– Я понял, что передо мной полотна мастера, работавшего в жанре соцреализма, – тут же включается в разговор Альберт.
Как вспоминают собеседники, все присутствующие в этот час в галерее кинулись рассматривать картины. На них были виды природы, батальные сцены какого-то сражения, кубанские пейзажи, полотна с изображением людей труда, возвращающихся с жатвы, портреты Льва Толстого и Владимира Короленко.
Гость поведал галеристам, как к нему попали эти картины. Его приятеля наняли ремонтировать старый особняк, расположенный на «буграх» Новороссийска, который ранее принадлежал художнику Константину Матцеву, творившему в прошлом веке и скончавшемуся в 70-х годах. В доме давно никто не жил. Родственники живописца решили привести его в порядок и продать. В подвале находился склад живописных работ. Хозяин особняка их отдал на усмотрение строителей. Те, в свою очередь, бросили клич по знакомым.
– Когда я увидел эти работы, почувствовал руку мастера, – рассказывает хозяин коллекции, который выкупил картины у своего приятеля-отделочника и теперь разыскивал хоть какую-то информацию об авторе работ.
Информацию собирали по крупицам
РАБОТНИКИ галереи «Прима-Юг» отыскали специалиста по жизни и творчеству Матцева, члена ассоциации искусствоведов, кандидата исторических наук Наталью Щурик. Она собирала информацию о творчестве кубанского художника Константина Матцева (1892-1966) и даже успела опубликовать монографию.
Вот что удалось узнать о художнике искусствоведу: Матцев родился в маленькой деревеньке Грачёвке Тамбовской губернии, обучался в Пензенском художественном училище. В период Первой мировой войны работал в Воронеже преподавателем в гимназии. В фондах Воронежского областного художественного музея И.Н. Крамского до сих пор хранится несколько работ этого периода творчества.
Художника, в первую очередь, интересовала тема русской истории, он также писал живописные уголки Воронежской области. Любимой основой для творчества Матцева стала бумага, у него много работ с использованием гуаши, темперы, пигмента в графике, вот почему в подвале новороссийского особняка было найдено множество работ на бумаге.
В 1938 году Матцев стал одним из учредителей Союза советских художников в Краснодаре. И на первой выставке художников Краснодарского края (1938 год) Константин Яковлевич экспонировал работы на историко-краеведческие темы. В 1939 году Матцев был назначен на должность директора Краснодарского художественного училища.
Вдохновляли городские развалины
ВЕЛИКАЯ Отечественная война застала Матцева в Краснодаре. Есть предположение, что Матцев участвовал в боях за освобождение Новороссийска либо имел разрешение рисовать освободителей города. Сохранилось несколько работ художника на военную тему – «Вход советских войск в Новороссийск по Сухумскому шоссе в сентябре 1943 года», «Основной десант в центральную часть новороссийского морского порта под командованием Ботылева в ночь с 9 на 10 сентября 1943 года» и «Десант на западную сторону Цемесской бухты. Сентябрь 1943 года».
В 1945 году Матцев был назначен руководителем бригады художников по работе в Новороссийске, они получили задание партии рисовать разрушенный фашистами город. Две картины «Восстановление Новороссийска» Матцев представил на IX выставке Союза советских художников, посвящённой 30-летию Советской власти. Одна из них хранится в собрании Краснодарского краевого художественного музея. Собственно, именно как автор, писавший послевоенный Новороссийск, Матцев представляет интерес для нас. Коллекционер, принесший рисунки этого автора, показал работу художника «Горящая нефтебаза».
Поплатился за веру
В ПОСЛЕВОЕННОЕ время Константин Яковлевич участвовал в восстановительных работах кафедрального собора Краснодара во имя Святой великомученицы Екатерины. Наталья Щурик пишет в монографии, что работы Матцева были наполнены верой. Это стало причиной исключения художника из рядов Союза советских художников.
Предположительно с 1958 года и до самой смерти в 1966 году художник со своей семьёй жил в Новороссийске на улице Клары Цеткин. Незадолго до своей кончины Константин Яковлевич обратился в новороссийский горком КПСС за разрешением передать свои произведения музею для устройства постоянной экспозиции.
Как рассказали корреспонденту в Новороссийском историческом музее-заповеднике, в фондах хранится 40 работ Матцева, исполненных в смешанной технике с использованием пигмента и клея, изготовленного по авторскому рецепту. Большая часть рисунков – на тему восстановления Новороссийска. Сотрудник музея Лариса Колбасина сообщила, что в 2016 году прошла выставка этих работ Матцева.
Лариса Воспитанюк говорит, что благодаря сенсационной находке в подвале особняка, выставленного на продажу, у современников появилась уникальная возможность познакомиться с масштабом личности Константина Матцева, увидеть максимальное количество работ, написанных им. Владелец этих работ готов предоставить их для демонстрации. Нужно только место для выставки.