Эмоции от Олимпиады – как от рождения ребёнка
Водное поло – командная игра с мячом на воде. Ведётся двумя командами по 7 человек на прямоугольной водной площадке.
Игра появилась в конце XIX века в Англии, прототипом послужило регби. Водное поло – один из старейших олимпийских видов спорта, уже в 1900 году вошло в программу Игр. Женское водное поло было включено в олимпийскую программу в 2000 году.
Пережила дедовщину
В эксклюзивном интервью «НР» Анна рассказала о своём тернистом пути в большой спорт, кознях против российской команды на олимпиаде в Рио-де-Жанейро и настоящей женской дружбе.
– Я родилась в городке Волгодонске, долгое время занималась плаванием и подавала большие надежды. Потом тренеры перетащили меня, шестиклассницу, в водное поло, которое очень развито на моей малой родине, – рассказывает Анна. – В Волгодонске, к слову, проживают четыре призёра Олимпийских игр по этому виду спорта. Для ватерполистки у меня имелись все необходимые физические данные – хороший рост, 185 сантиметров, длинные руки и ноги. Тренеры вцепились в меня, рассчитывая сделать из меня вратаря команды. Я долго сопротивлялась, потому что вратарь чаще всего получает мячом по лицу, если проваливается оборона.
В итоге вратарём я так и не стала, а стала центральным защитником.
В подростковом возрасте, когда пришло время переходить в старшую команду, решила бросить водное поло. В команде было непросто. Мне не нравилась дедовщина, надоело таскать сумки за старшими спортсменками. Но родители не позволили уйти из спорта, настояли на том, чтобы я продолжала тренироваться дальше. Собственно, благодаря родителям я и осталась в спорте.
Можно всё. Пока не видит тренер
Анна рассказывает, что водное поло – очень тяжёлый для женщин и даже жестокий вид спорта, но, несомненно, зрелищный.
– Женские драки, поломанные пальцы, сломанные носы, рассечённые брови, постоянные щипки, выкручивание рук, подтапливание… В этом спорте можно исподтишка делать всё, пока не видит тренер или судья. Я сейчас оборачиваюсь назад – будто это было не со мной, – рассказывает Олимпийская чемпионка.
Допинговый прессинг и ужин с президентом
– Олимпиада в Рио-де-Жанейро в 2016 году стала особым событием в моей карьере, – продолжает Анна. – Тогда начались антидопинговые манипуляции. Перед Олимпийскими играми были сборы, российской сборной уже выдали форму. МОК слишком долго решал, попадёт сборная нашей страны на эту Олимпиаду или нет. Это решение принималось сутки. И у нас, спортсменов, были сутки без сна. А допустив Россию на Олимпиаду-2016, решили усиленно тестировать нас на допинг. В течение месяца мы начинали день на сборах со сдачи мочи. Каждое утро мы шли в лабораторию. Вот такой был допинговый прессинг.
На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро команда водного поло стала бронзовым призёром.
– Вы спрашиваете, каковы мои эмоции? – задумывается на миг Анна. – Они по своей силе равны эмоциям от рождения детей. У меня теперь есть бронзовая медаль! Мечта детства сбылась в мои 28 лет! Потом нас награждали в Кремле. Серебряным и бронзовым победителям вручал награду Дмитрий Медведев. Ну а затем был ужин с президентом России Владимиром Путиным.
От города в восторге, но где водное поло?
Свою спортивную карьеру Анна Гринёва завершила в клубе «Спартак-Волгоград». Супруг Анны, доктор-флеболог, получил приглашение на работу в Новороссийск, в мае 2017 года в наш город перебралась и Анна, теперь уже Гринёва-Пироженко. От Новороссийска Аня в восторге, она говорит, что наш город у моря круче Москвы и Питера, где она успела пожить.
То, что в нашем городе проживает звезда водного поло, олимпийская чемпионка, до сих пор мало кому известно.
– Никто обо мне не знает, – говорит Анна. – К своим успехам я отношусь очень спокойно. У меня «синдром самозванца» – я не признаю свои заслуги.
Анна дважды стала мамой и уже занялась тренерской деятельностью, учит детей плавать. Олимпийская чемпионка создала свою школу по плаванию «Гринёва Тим» и тренирует детей в бассейне одного из пансионатов Кабардинки. При этом спортсменка продолжает участвовать в плавательном триатлоне, в различных эстафетах, которые проводятся на Черноморском побережье. В ней до сих пор живёт состязательный дух.
Анна сильно удивляется тому, что на Черноморском побережье вообще не представлен такой вид спорта, как водное поло. Тогда как в городах Черногории, тоже расположенных на море, она видела множество площадок с воротами для водного поло, на которых могут заниматься даже отдыхающие.
Расплата за победы
Я поинтересовалась у Анны, отразилось ли на её здоровье спортивное прошлое?
– В мае после похода на гору Безумную в Кабардинке меня начала беспокоить старая травма колена. В 2012 году у меня случился разрыв связок, но нужно было готовиться к соревнованиям, поэтому я тренировалось на «обезболах». Связки срослись неправильно. Это меня поначалу не тревожило. А вот теперь проблему нужно решать, потому что я элементарно не могу долго ходить, – рассказывает Анна.
Результат спортивной карьеры таков: у Анны переломы нескольких пальцев руки, три грыжи и три протрузии позвоночного отдела. Увы, профессиональный спорт не гарантирует хорошего здоровья, говорит чемпионка.
Несмотря на все проблемы, Анна Гринёва-Пироженко занимается физкультурой, посещает тренажёрный зал, где даёт себе хорошую нагрузку.
– Бывшему спортсмену ни в коем случае нельзя бросать заниматься физкультурой, – знает она. – Тело начинает расползаться, суставы – болеть. Мне и спортивный врач сказал: «Только не бросай спорт».
Кому Анна расскажет всю правду
Я спросила, что дал Анне такой командный вид спорта, как водное поло?
– Коммуникабельность, – говорит она. – Я могу очень быстро освоиться в незнакомой компании, ведь мне не раз приходилось переходить из одной команды в другую. По своему характеру я заводила. В клубе «Спартак-Волгоград» я была капитаном команды. А женская команда – это, зачастую, сплетни, интриги, зависть, даже подлость. Нужно уметь всё это разрулить. И у меня получалось. Просто у нас было принято: в бассейне мы – единая команда. А сняла купальник и шапочку – можешь ни с кем не дружить.
А бывает и наоборот. У меня есть близкая подруга, она играла в другой команде. Если мы с ней на поле, у нас взаимные щипки, удары ногами – всё, как обычно бывает в водном поло. Сколько раз мы с ней передрались в бассейне, не сосчитать. А вышли из бассейна – мы с ней лучшие подруги.Обнимаемся!
На прощание я спросила Анну, отправит ли она своих дочек в профессиональный спорт?
– Я бы не хотела этого. Старшую доченьку я отдала… в балет. Это то, чего не хватало мне. Ну а младшая дочь очень бойкая, я вижу, что она может потянуть большой спорт. Если она этого захочет, тогда я ей расскажу про спорт всю правду.