Тренировка лечит
– Валерий, как ты пришёл в спорт? О дзюдо мечтал с детства, или родители тебя уговорили идти в секцию?
– В шесть лет отдали родители, сначала в секцию самбо. Тренер Денис Николаевич Ружицкий оказался нашим соседом по подъезду. Я был высокий и худой, эдакий червяк. Тренироваться мне было весело, с удовольствием ходил на секцию после детского сада. А официальный мой старт как спортсмена случился в 2014 году, тогда я занял третье место в первенстве края, а затем попал и в сборную края.
– Что говорит твой тренер? У него было предчувствие, что ты станешь выдающимся спортсменом?
– Нет, я был самым обычным ребёнком. Мне и сейчас говорят, что я рушу стереотипы, ведь борцы все, как правило, невысокие. А у меня рост без двух два – 198 сантиметров. Мне кажется, что мне пошло на пользу, что я в какой-то момент стал тренироваться с более старшими по возрасту товарищами. Тогда у меня активно происходил физический и психологический рост.
– Скажи, а у тебя бывало, что одолевала лень идти на тренировку?
– Я с удовольствием ходил на тренировки. Правда, иногда было и лень, если приходилось засиживаться за компьютером. Тогда мама меня выгоняла в зал. Но обычно я старался не впускать в себя ленивое настроение.
– Ты получаешь кайф от тренировки? Или это каждый раз превозмогание себя?
– Получаю кайф. Тренировка лечит все болезни. Даже если настроение паршивое, всё уходит после хорошей разминки. Я говорю, что спортзал – мой храм.
– Тебе вообще приходилось проигрывать? Как относишься к проигрышу?
– Конечно. Много раз проигрывал в детстве, бывало и плакал. А как же, вот она медаль – и вдруг уходит в другие руки! Последний раз, наверное, плакал лет в двенадцать.
Слабый уходит или становится сильным
– В дзюдо, как и в любом восточном единоборстве, очень мощный кодекс чести. Что из моральных правил дзюдоиста ты запомнил, какими постулатами руководствуешься по жизни?
– Уважение к противнику и чёткая спортивная дисциплина, скромность и самоконтроль. Мне врезался в память постулат, звучавший из уст бывшего директора спортивной школы «Водник» Владимира Филипповича Дученко: проявлять уважение и дружелюбие к сопернику. А ещё в машине моего тренера на панели была наклейка с фразой – «Слабый уходит или становится сильным». Эти слова мне запомнились навсегда.
– Как ты себя оцениваешь, какой ты?
– Достаточно дружелюбный. Я считаю, что у меня мягкий, неконфликтный характер. Правда, чем старше я становлюсь, тем злее на татами.
– Кто твой кумир в мировом дзюдо?
– Нравятся борцы новороссиец Станислав Ретинский, Михаил Игольников из Туапсе, французский дзюдоист Тедди Ринер, десятикратный чемпион мира, трёхкратный олимпийский чемпион, который выиграл всё, что только возможно. А вообще, кумиров у меня нет, есть потенциальные соперники. Когда я смотрю борьбу по телевизору, представляю, как борюсь именно с тем, кто сейчас на экране.
– Тебе бывает на ковре больно? Или в пылу борьбы ты не чувствуешь боли?
– Безусловно, я травмировался, и не раз, поверьте, было очень больно. У меня были трещина ключицы в 2016 году, надрыв акромиально-ключичной связки в 2017-м и в 2021 годах. В 2017 году я выиграл кубок Европы с травмой, причём боролся, превозмогая боль. Когда вышел с ковра и остыл – не мог поднять руку.
У борцов извиняться не принято
– А бывало, что перед тобой извинялись соперники?
– На чемпионате России питерский тяжеловес Антон Кривобоков (180 килограммов) после трёхминутной борьбы накрыл меня на удержание и выиграл встречу. После он подошёл и по-братски извинился за приём. Мы остались в тёплых отношениях. Вообще, у нас, борцов, извиняться не принято.
– Как к тебе относится твой тренер, и как к нему относишься ты?
– Тренер ко мне – как к родному сыну. А я его где-то даже побаиваюсь. Не могу себе позволить не выполнить указание тренера или его рекомендацию.
– Ну и напоследок: о чём мечтаешь?
– Об олимпийском золоте. Надеюсь, если изменится политическая ситуация, поеду в 2028 году на Олимпиаду в Лос-Анджелес.
Два чёрных пояса в одной квартире
ВАЛЕРИЙ на встречу в редакцию «НР» пришёл не один, а с невестой Анастасией Куняевой, между прочим, тоже обладателем чёрного пояса по дзюдо, пятикратным призёром первенства России, с которой он познакомился на сборах во Владивостоке. Три месяца назад Настя переехала в Новороссийск, и теперь пара готовится к свадьбе.
– Валерий, как в одной квартире уживаются два чёрных пояса? Вы друг друга не убиваете? – шутя, интересуюсь у своего гостя.
– Уживаемся очень даже хорошо. Нам повезло, что мы оба весьма спокойные люди. Когда Настя берёт сковородку в руки, все вопросы заканчиваются. Шутка!
– Настя, вопрос к тебе: чем кормишь Валеру? У него есть особая, спортивная диета?
– Так как Валера спортсмен-тяжеловес, у него диета «всего и побольше». А вообще он очень любит макароны во всех видах.
Слово тренера – закон
КОНЕЧНО ЖЕ, я предоставила слово наставнику чемпиона, старшему тренеру спортивной школы олимпийского резерва «Водник» Денису Ружицкому, который занимается с Валерой шестнадцать последних лет.
– Валерий для своего возраста был высоким и немного неуклюжим ребёнком. Но у него с детства проявились и сейчас есть очень важные качества – это упорство и исполнительность, – говорит Денис Николаевич. – Он не уйдёт из зала, пока не выполнит то, что я ему сказал.
Прогрессировать как спортсмен он стал лет с 16. В 2016 году выиграл первенство мира по самбо в Лимасоле, а на следующий год уже попал в юношескую сборную России по дзюдо. И каждый год он повышал свой уровень в спорте. Всегда привозил медали с первенства России. Редкие антропометрические данные Валеры как раз пригодились в дзюдо, он имеет преимущество в росте.
В чём его фишка? Он очень умный мальчик и выигрывает тактически, за счёт своего интеллекта и мышления. А высокий рост в 198 сантиметров позволяет держать дистанцию и победить за счёт рычага.
Ну и ещё Валерий очень выносливый, он не такой плотный, как супертяжи, поджарый. Диету он не держит, но и не ест всё подряд. Парень на правильном питании, чипсы и газировку не употребляет. Так его воспитали родители, спасибо им за это большое, — закончил свой рассказ тренер.