Таланты репетируют в бильярдной
Центр города, один из «бугров» Новороссийска. Частный сектор. У одного из домов запарковано множество автомобилей, со двора льётся живая музыка. Калитка не на замке.
Захожу. В пристройке к дому, где раньше была бильярдная, расположилась сцена, зрители, человек 50, сидят в импровизированном зале, прямо во дворе. Стоят столики с лёгкими закусками. На сцене выступает группа. Присматриваюсь. Хриплым голосом поёт харизматичный мужчина в австралийской шляпе в стиле главного героя из культового боевика 1986 года «Данди по прозвищу «Крокодил». Публика увлечённо слушает, с удовольствием аплодирует знакомым мелодиям. А на пятой песне кое-кто из зрителей, не выдерживая, идёт в пляс. Репертуар ностальгический: узнаю мелодии из арсенала Элтона Джона, Рэя Чарльза, «Дип перпл», «Битлз», «Смоки», «Криденс», Криса Ри, а вот и песня Майкла Джексона, виртуозно переделанная. Мне нравится!
После сорокаминутного первого отделения перерыв на коктейли и закуску. Гости увлечённо общаются. Как в старые добрые 90-е, когда такие вечеринки были каждую субботу. Пользуясь перерывом, знакомлюсь с членами музыкального коллектива, чьё название зашифровано в аббревиатуре «SP».
Гитарист и вокалист, а также обладатель шляпы в стиле «Данди-Крокодила» Виктор Кысов, 1956 года рождения, рассказывает, как появился на свет коллектив. 16 лет назад друзья вместе отмечали день рождения. Как часто бывает у талантливых людей, пели под гитару песни своей молодости. Было здорово. Так и решили создать кавер-бэнд, чтобы проводить свободное время творчески.
Место для репетиционной базы в своём частном доме предложила супружеская пара Савинских (глава семейства – Юрий, инженер по образованию, бывший регулировщик радиоаппаратуры завода «Прибой», хорошо разбирается в технике и звуковых программах). Собственно, в уютном дворе у Савинских все эти годы периодически и проходят концерты для друзей, куда приглашают творческую интеллигенцию Новороссийска.
Виктор Кысов рассказывает, что «SP» – это полноценный коллектив, в котором есть свой «звукач» и бас-гитарист (Юрий Савинский), барабанщик (Виктор Пегов), гитарист (Леонид Некрасов), клавишница и певица (Виктория Маценко), гитарист и вокалист, а также знаток английского языка, он, Виктор Кысов, преподаватель английского в прошлом.
Живая музыка для живых людей
Как и любой живой организм, творческий коллектив за 16 лет претерпел разные метаморфозы. Один член коллектива получил инсульт, другой уже ушёл в мир иной. Слава богу, что нашлись новые музыканты, пожелавшие влиться в бэнд. Новички в коллективе – певица и клавишница Виктория, барабанщик Виктор. Для каждого из членов группы репетиции – это общение в свободное от работы время, смысл жизни.
– Мы хорошо понимаем друг друга, потому что общаемся на одном языке – музыки, – говорит барабанщик Виктор. – Мне больно, что живые музыкальные коллективы ушли из ресторанов. Заведения перешли на «болванки» и «качалки». А в живой музыке – душа. Слава богу, что есть наш коллектив, где можно отвести душу.
Один из самых молодых музыкантов в «SP» – Леонид Некрасов (ему 56 лет), в далёком прошлом он играл в ресторане. Леонид говорит, что для него работа в этом коллективе – любимое хобби, возможность поддерживать музыкальную форму, он «прирос» к музыкантам. Некрасов обожает импровизацию, его кредо – не копировать музыку, а переделывать известные хиты.
Настоящей находкой для «SP» стала клавишница и вокалистка Виктория Маценко. Она пришла в коллектив три года назад и привнесла в него джаз, потому что увлечена этим жанром с самого детства.
– Я с детства джазист, – признаётся мне Виктория. – Мои любимые исполнительницы в этом жанре – Дайана Кролл и Карен Сьюза. Но я не люблю копировать, обожаю импровизацию, непредсказуемость, потрясение. Это моё состояние души, такой стиль и отличает «SP» от молодых коллективов. Когда мы репетируем, мы получаем истинное удовольствие. Это драйв, харизма!
Виктория, которой слегка за сорок, с юмором говорит, что она «омолаживает» «SP», где в основном собрались взрослые мужчины (не назову их пенсионерами).
– Но в душе наши музыканты молодые и более живые, чем некоторые представители современной молодёжи, – замечает она. Виктория, кстати, дипломированный музыкант, уверена, что «SP» достойно, чтобы об этом коллективе узнало как можно больше новороссийцев.
Неоконченный путь к большой сцене
За 16 лет существования группа выступала на больших площадках дважды – в 2008 году в Интерклубе и один раз в ресторане «Рафферти». И всё. Послушать выступление «SP» можно, лишь попав на «квартирник». Я считаю, что мне повезло оказаться здесь, окунуться в забытую атмосферу, увидеть, как взрослые люди зажигают под «битлов». Кстати, меня на концерт пригласила супруга Юрия Савинского, Лариса, очень творческий человек, она ни дня не сидит на месте.
Спрашиваю Виктора Кысова: что побуждает его и других далеко не молодых музыкантов собираться вместе и творить?
– Конечно, это ностальгия по молодости, – уверен Виктор. – Лично меня репетиции и концерты воодушевляют на достижение новых результатов, на самосовершенствование. Конечно, я не стану Энрико Карузо или Александром Панайотовым. Но я хочу от себя большего. Моя цель как артиста – поднять зрителей со своих кресел. Да и талант музыканта я оцениваю по этому – сколько человек пошли танцевать.
Я не удержалась и спросила, где Виктор раздобыл такую шляпу, как у «Данди по прозвищу «Крокодил». Оказывается, привезли из Австралии, последние три года она – неотъемлемая часть сценического образа вокалиста Кысова. И ему, кстати, очень идёт.
И всё-таки «Звёздные жемчужины»
Я держала интригу до конца репортажа и теперь готова читателям расшифровать аббревиатуру «SP», которой зашифровано название кавер-бэнда.
Изначально музыканты свой коллектив в шутку назвали «Старпёры». С годами появилась аббревиатура с английскими буквами. Но каждый раз на своих «квартирниках» музыканты предлагают зрителям придумать собственную расшифровку этих двух букв.
Вот тут начиналось творчество. Зрители предлагали разные названия – «Супер-пупер», «Стар перлз» (звёздные жемчужины), «Стальная пуля»… В результате название коллектива так и осталось «SP». Пусть зрители расшифровывают его так, как им удобно.
Виктор Кысов говорит, что он склоняется к расшифровке «Звёздные жемчужины». Я с ним не буду спорить.