София Носкова, новороссийская фотохудожница, известна тем, что «оживляет» старинные портреты. Жанр исторической реконструкции сегодня довольно популярен, но далеко не всем фотохудожникам удаётся добиться и портретного сходства, и в то же время отобразить внутренний мир наших современников, тех, кто согласился позировать Софии и доверился её вкусу. 

Некоторые несведущие в тонкостях проекта гости не могли сдержать возгласов восторга, видя рядом живые оригиналы на выставке «Взгляд через века» (0+).

Вот, например, известный в нашем городе фотохудожник, один из мэтров фотоклуба «Эхо» Пётр Московцев. На портрете он представлен в образе Петра Чайковского.

– Ну, здравствуйте, Пётр Ильич! – так приветствовали Петра Михайловича почти все знакомые, пришедшие на открытие выставки.

Фото Анатолия Позднякова

– И даже имя совпало, – смеётся от души «композитор», рассказывая историю появления на выставке его портрета. – Однажды на одном из заседаний фотоклуба София вдруг подскочила да как закричит: «Пётр Михайлович, я нашла ваш образ!». Тут, конечно, все коллеги, которые были в курсе проекта, разулыбались и говорят: «Ну всё, ты попал!».

Пётр Московцев считает, что именно с его портретом у Софии было меньше всего хлопот.

– У меня же всё своё: борода, усы, даже костюм. Усы вот только пришлось жёлтой краской подкрасить. Пётр Ильич курил много, а я приверженец здорового образа жизни. Самым сложным для меня было сохранять суровое, как у этого музыкального гения, выражение лица, – Пётр Михайлович кивает на портрет кисти художника Николая Кузнецова.

Большой ажиотаж вызвал и «Портрет горного инженера», в образе которого предстал наш коллега, фотокорреспондент «Новороссийского рабочего» Анатолий Поздняков. Гости выставки уверяли, что «это фактически одно лицо», даже полуулыбка такая же. А наш коллектив прекрасно помнит, как фотокор долгое время отращивал бороду. Оказывается, он делал это по настоянию Софии, которая попросила Анатолия попозировать сразу для двух портретов.

Фото Анатолия Позднякова

Возможно, именно мода на бороды и породила сходство современных мужчин с людьми, которые служили моделями старым мастерам.

София Носкова признаётся, что первая работа проекта была сделана буквально «на табуретке». Случайно разглядев в своём коллеге Александре Ирбе героя картины Рембрандта «Портрет благородного (восточного) мужчины», София мгновенно соорудила ему воротничок из картона, водрузила на голову фетровую шапочку своей мамы, слегка укоротив края ножницами, и взяла в руки фотоаппарат.

– Все портреты я лично продумывала, подбирая героям одежду, аксессуары, улавливая внешнее сходство с героем той или иной картины, – рассказывает София, которая не только хорошая фотохудожница, но и модельер, и швея, и мастер по гриму и причёске, а также историк костюма. Она уверяет, что если под портрет подходит общий вид человека, то работа продвигается очень быстро. – Часто я иду по улице и всматриваюсь в лица прохожих, и тут приходит озарение: да это же вылитый человек с портрета! В общем, типажей ещё много, так что проект будет продолжаться.

– Мне не сразу стала понятна задумка Софии, – призналась куратор выставки Анжелика Ягодина. – А когда мы всё смонтировали, я увидела целиком не только всю эту красоту, но и оценила, какой титанический труд за всем этим кроется.

Фото Анатолия Позднякова

Многие герои на открытии выставки были словно сошедшие с картин: в гриме и нарядах знатных господ.

Среди них – Владимир Гекман в образе Питера Корнелиуса Хоофта, в богатом бархатном пиджаке, отделанном кружевом, и парике. Художник – Михаил Янс ван Миревелт, Амстердам, 1640 год.

– По приглашению Софии я согласился участвовать в проекте, было очень увлекательно, ведь я интересуюсь историей. Но узнать о своём прототипе ещё ничего не успел, – рассказал Гекман. – В целом мне не в тягость было долго позировать, София взяла на себя самую кропотливую часть работы.

Член фотоклуба «Эхо» Алексей Титов в образе сэра Джошуа Рейнольдса, написавшего автопортрет, был буквально «на иголках». Весь его наряд был скреплён булавками и иголочками, довершала образ почти что мушкетёрская шляпа.

Юлия Наумская, будто сошедшая с картины «Портрет Анны Клевской», прежде, чем позировать своей подруге Софии Носковой, прочла исторические материалы о четвёртой супруге английского короля Генриха VIII, где есть много интересной информации. Например, Генрих готов был взять невесту без приданого при условии, что ему понравится её портрет кисти Гольбейна. Тот самый портрет, который увидели и мы.

– София выбирала картины для других объектов фотосессии, когда, наткнувшись на эту работу, уловила огромное сходство Анны Клевской со мной, – рассказала Юлия. – Для меня самым сложным было выработать «колючий» и серьёзный взгляд Анны.

Фото Анатолия Позднякова

Перевоплощение Юлии – инженера по информационной безопасности – можно назвать реинкарнацией Анны Клевской, которая через несколько веков стала компьютерной дивой.

– София – молодец, у неё не только глаз-алмаз, но и руки золотые, она же сама делала все костюмы, – похвалил коллегу Станислав Филиппов, который предстал на картине в образе известного господина. – А ведь чем старее полотно, тем сложнее его воссоздать.