Организатором мероприятия числился не кто-нибудь, а сам принц герцог Александр Ольденбургский, покровителями значились Его императорское Величество и Императорское российское автомобильное общество.
– Тогда автодорога имела шоссированное покрытие из дроблёного местного камня – песчаника-дикаря, его утрамбовывали паровым катком, – рассказывает научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Василий Алексеев. – На строительстве автодороги в основном преобладал тяжёлый ручной труд.
Итак, в сентябре 1911 года в Новороссийск поездом прибыли светские персоны – более 60 человек. Голова кружится от имён и от дорогущих марок автомобилей… Вот граф Александр Коловрат на своём роскошном «Laurin&Clement», известный своей дружбой с Фердинандом Порше. Вот барон Фон Марк Мекк на «Мерседесе». Граф Орлов-Давыдов на «Итала», гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрлена на авто своей фирмы.
Вот что писал о Новороссийске работавший на том светском мероприятии репортёр:
«Первый город Кавказского побережья – Новороссийск, где автомобили будут выгружены на берег, поражает своей пестротой и оживлённостью.
Там в сущности три города сливаются под общим названием – первый это порт с его кипучей деятельностью, массой судов, стоящих на рейде, и пестротой толпы, работающей и живущей при море; второй город-порт – фабрично-промышленный, недалеко от первого, ещё недавно назывался французским городком, здесь огромные заводы минеральных масел и цементные.
Наконец в верстах двух от порта по склону горы раскинулся собственно город – небольшой, но очень интересный – местопребывание черноморского губернатора и центр управления этой губернией, основанной в 1896 году. В Новороссийске свыше 60000 жителей, очень смешанного населения – русских, греков, армян и евреев.
Из Новороссийска туристы выйдут по довольно хорошему шоссе, которое всё время идёт вдоль моря и почти по всей длине отмечается значительной красотой местности…».
Ах, как приятно читать о Новороссийске такие строки!
Кстати, первое место в заезде занял упомянутый мной Александр Коловрат.
– Тема строительства Сухумийского шоссе интересна тем, что оно продолжает строиться и сейчас, – говорит Василий Евгеньевич. – На всём протяжении дороги сохранились участки со старыми подпорными стенками, мосты, виадуки, возведённые в конце XIX – начале XX веков. Это представляет для нас, историков, большой интерес. Нужно отдать должное строителям: дорога шла через горы, приходилось разбирать скалу. Мало кто знает, что на строительстве этого шоссе в районе Пшады работал в качестве батрака Пешков-Горький.