Вот кому мы обязаны чётким телевещанием

В эти дни в Новороссийском историческом музее-заповеднике можно увидеть небольшую экспозицию, посвящённую Сергею Новаковскому. Один из создателей отечественного телевидения, крупный изобретатель и педагог, он оказал значительное влияние на развитие телевещания в нашей стране.

Инженер, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Сергей Новаковский в 1930 году окончил новороссийскую среднюю школу №3.

В 1932 году Новаковский поступает в Инженерно-техническую академию связи им. В.Н. Подбельского. Уже за несколько месяцев до защиты дипломного проекта талантливого студента назначают на должность главного инженера Московского телецентра на Шаболовке, где он руководит завершением его строительства и подготовкой оборудования к эксплуатации.

После Великой Отечественной войны Новаковский совместно с авторитетным учёным-телевизионщиком С.И. Катаевым предлагает для внедрения в Советском Союзе систему телевизионного вещания с развёрсткой изображения на 625 строк. В 1948 году реконструированный Московский телецентр впервые в мире начинает передачи в предложенном техническом стандарте. За эту работу Сергей Васильевич вместе с коллегами в 1950 году удостоен Сталинской премии.

В 1953 году С.В. Новаковский совместно с единомышленниками предлагает построить в Москве многопрограммный телецентр с антенной-башней высотой 500 м. И страна получает Останкинский телевизионный центр.

В 1957 году, через месяц после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, Сергей Новаковский совместно с С.И. Катаевым обращается в Правительство страны с предложением о развёртывании работ по передаче телевизионного сигнала через спутник для отдалённых и труднодоступных районов СССР. Идея получает одобрение Правительства, и в 1965 году на орбиту выходит первый отечественный спутник связи «Молния-1».

Под руководством нашего земляка  на головных заводах телевизионной отрасли создаются унифицированные ламповые чёрно-белые телевизоры УНТ-35, УНТ-47/59, что позволило полностью обеспечить потребность в них внутреннего рынка и экспортных поставок.

1 октября 1967 года в СССР было начато цветное телевизионное вещание. Этому предшествовала длительная работа по выбору его технических характеристик. Сегодня можно утверждать: вклад специалистов института, которым руководил Новаковский, в развитие цветного вещания неоценим.

В 1967-1969 годах в том же институте был разработан комплекс аппаратуры для приёма, отображения и фоторегистрации информации с метеорологических спутников Земли. Крупной разработкой учёных 1970-х годов стало создание большого комплекса телевизионной аппаратуры для Центра управления космическими полётами.

Сергей Васильевич Новаковский опубликовал свыше 280 трудов, в том числе 30 книг, получил 26 авторских свидетельств на изобретения.

Научил художников расписывать ткани

Новороссийская общеобразовательная школа №17 и Детская художественная школа имени С.Д. Эрьзи воспитали ещё одну известную личность. Художник Сергей Давыдов получил известность как автор первой в России книги по технике батика «Авторский батик».

Наш земляк – основоположник новых стилевых направлений и технических приёмов в искусстве росписи ткани. Также он автор «Энциклопедии батика».

Его книги неоднократно переиздавались и стали незаменимым пособием для студентов художественных учебных заведений и профессиональных художников.

В книгах наиболее полно отражены и систематизированы разработанные автором техники и новые направления в росписи ткани. За создание этих пособий Давыдов был отмечен Благодарностью Российской академии художеств. Им созданы и запатентованы уникальные инструменты, они многократно расширили графические, колористические и фактурные возможности росписи.

Давыдов участвовал более чем в двухстах городских, республиканских, международных и восемнадцати персональных художественных выставках.

Сделал шампанское народным напитком

В нашем музее нам рассказали ещё об одном выдающемся учёном-практике, он работал на заводе Абрау-Дюрсо. Сегодня созданным им акротофорным методом получения шампанского пользуется весь мир.

Речь идёт о лауреате Сталинской премии Антоне Фролове-Багрееве, шампанисте завода «Абрау-Дюрсо».

Антон Михайлович был принят на работу химиком шампанского производства в удельное имение Абрау-Дюрсо ещё до Великой Октябрьской революции. Но год спустя его уволили за участие в революционных событиях 1905 года.

В 1919 году Фролов-Багреев снова оказывается в Абрау-Дюрсо и начинает приводить в порядок запущенное в годы Гражданской войны хозяйство.

В 1923 году Северокавказский винодельческий трест послал Антона Михайловича за границу, в Германию и Францию, знакомиться с новейшими достижениями в виноделии. В 1930-м  он избирается профессором кафедры виноделия Краснодарского сельскохозяйственного института. Вскоре становится заведующим кафедрой. И одновременно вновь возвращается на земли новороссийские и возглавляет шампанское производство в Абрау-Дюрсо. Создание метода ускоренной шампанизации – главное изобретение учёного-практика.

Фролов-Багреев давно вынашивал идею внедрения в массовое производство резервуарного метода получения шампанского. Эта технология появилась в ХХ веке как «Метод Шарма-Маринотти», но широкого распространения среди виноделов она не получила. Именно А. М. Фролов-Багреев в прошлом веке поставил её на конвейер.

Точно можно утверждать, что создание промышленного метода ускоренной шампанизации, аппарата для его осуществления – акратофора системы Фролова-Багреева и получение приемлемых результатов его применения произошло благодаря вышедшему 28 июля 1936 года постановлению ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин». Этот день и стоит считать официальной датой появления бренда «Советское шампанское».

В 1937 году была запущена первая очередь Ростовского завода шампанских вин, и первая бутылка акротофорного шампанского сошла с конвейера 7 февраля этого же года. Линии в основном были смонтированы из французского оборудования, заказанного по предложению А. М. Фролова-Багреева. На них и было окончательно отработано промышленное производство игристого вина методом шампанизации в акратофорах. До начала Великой Отечественной войны последовал запуск второй и третьей очередей этого завода, строительство подобных заводов в Горьком, Тбилиси, Харькове. Это и позволило за три года увеличить производство шампанского в стране в полтора десятка раз. Во время войны был запущен завод в Москве, а после неё – в Ленинграде, Горьком, Одессе.

В 1938 году Фролов-Багреев был назначен главным шампанистом «Главвино» – подразделения Наркомата пищевой промышленности. В 1942-м ему присуждена Сталинская премия третьей степени за изобретение новой аппаратуры и метода изготовления шампанских вин. Тогда же его наградили орденом Ленина. А в 1943 году присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Фролов-Багреев научно обосновал и осуществил на практике подлинную революцию в технологии виноделия, превратив штучный выпуск доступного лишь для богатых людей шампанского в поточное производство великолепного игристого вина, ставшего праздничным напитком для всего народа.

Автор благодарит сотрудников Новороссийского исторического музея-заповедника за помощь в подготовке материала. В материале использованы также данные из открытых источников.