Стук колёс под шум прибоя

Помог в сборе информации научный сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника Василий Алексеев.

О существовании железнодорожной ветки «Новороссийск – Широкая Балка», которая была построена в 80-х годах XIX века, «НР» уже однажды упоминал. Сейчас это не укладывается в голове: по берегу моря, из района порта через Мысхако по набережной до урочища Широкая Балка, была проложена железнодорожная ветвь. По этой дороге возилась галька – строительный материал для возведения объектов будущего порта: пристаней и причалов. Кстати, из широкобальского щебня были построены и два мола – Восточный и Западный. На церемонию закладки Восточного мола в Новороссийск приезжал император Александр Третий.

– Почему этот факт сейчас вдохновляет историков на исследования? – рассуждает Василий Евгеньевич. – И современники понимают, как сложно построить железную дорогу, особенно вдоль морского берега. Сейчас это выглядит даже фантастично! А ведь эта дорога была построена полтора века назад и функционировала. Это означает, что в XIX веке людям, далёким от современных технологий, под силу были даже такие масштабные проекты.

Железнодорожная ветка была временной, по завершении строительства порта она перестала функционировать. А вот с каким восхищением писали о ней спустя два десятилетия проектировщики дорог (документ из новороссийского архива):

«Во время строительства новороссийского порта для вывоза камня была проложена по береговому пляжу у подножия гор железнодорожная ширококолейная ветвь на протяжении 18 верст, до Широкой щели. Эта ветвь функционировала в течение нескольких лет, а затем за ненадобностью была разобрана.

Прокладка карьерной ветви по открытому пляжу в пределах действий морских волн и под угрозой осыпающегося грунта с откосов, по высоте достигающих иногда до 150 с., было делом очень смелым. И казалось, что существование подобной ветви не могло быть долговременным… В настоящее время, по прошествии уже более двадцати лет, подпорная стенка, поддерживающая полотно этой ветви, существует и по сие время, несмотря на яростные нападения на неё в течение столь долгого времени морских бурь и обсыпающегося сверху грунта во время ливней… Оставшаяся подпорная стенка своим существованием доказывает полную возможность постройки и постоянного функционирования ветви, сооружённой подобным образом. Имея такой ценный и долголетний опыт, нет никаких оснований опасаться восстановления и продолжения этой ветви дальше до долины реки Озерейки, куда примыкает казённое удельное имение Абрау-Дюрсо, являющееся главным образом центральным ядром всего Абрауского полуострова».

Как свидетельствует этот документ, ещё в первом десятилетии прошлого века, в 1914 году, появилась необходимость строительства новой – курортной – железной дороги через Южную Озерейку в Абрау-Дюрсо. И она тоже должна была идти по берегу моря от Мысхако, через станцию Шуа до Широкой Балки, потом до Южной Озерейки, с выходом в районе хутора Камчатки. И в городском архиве до сих пор хранится план этой дороги, которую так и не удалось построить – случилась Первая мировая война.

Историки утверждают: всё циклично в этом мире. Сейчас вновь обсуждаются перспективы строительства новой дороги в Абрау-Дюрсо, так как существующая уже не справляется с потоком желающих посетить популярное курортное место. Так не повод ли это поглубже узнать, что проектировали и как строили новороссийцы век назад?

Дорогие новороссийцы, а какими малоизвестными фактами из истории города вы могли бы поделиться с читателями газеты? Рубрика «Истории из истории» в вашем распоряжении. Телефон редакции: 61-41-05.