Откровения инвалида второй группы Валерия Титова, который сегодня зависит от инвалидной коляски, настолько потрясли меня, что я хочу обратиться к людям, от которых зависит обустройство безбарьерной среды в Новороссийске. Уважаемые дорожники, директора магазинов, сотрудники госорганизаций. Помните, что даже самое малое препятствие на пути инвалида-колясочника обязательно станет для него проблемой. Поставьте себя на его место, мысленно усадите себя в кресло, и, возможно, у вас исчезнут все вопросы, бордюр станет ниже, а пандус менее крутой.

На костылях далеко не уйдёшь

Автомобилисты с уважением объезжают коляску Валеры, когда тот едет по забитому транспортом Анапскому шоссе. А давеча инвалид 2-й группы докатился на своём транспорте из Цемдолины, где проживает, до редакции «Новороссийского рабочего» на ул. Грибоедова. Здесь он попросил журналиста помочь ему через газету поблагодарить чиновников, которые обустроили пандус в его дворе.

На инвалидной коляске Валера, с которым мы договорились перейти на «ты», шесть лет. Коляска стала для него спасением, возможностью оставаться в мире обычных людей.

– На свет я появился, спасибо врачам, с диагнозом ДЦП. Но физически человек я крепкий, разве что прихрамывал немного. Всю жизнь трудился тяжело, мешки таскал, – рассказывает Валерий, к которому я с ответным визитом приехала в гости.

Жизнь Титова изменилась после того, как он попал под колёса автомобиля. На правую ногу бедняге четырежды ставили аппарат Илизарова. Замена тазобедренного сустава завершилась инвалидизацией, в жизнь мужчины пришли костыли. Ну а на них, как говорится, далеко не уйдёшь.

Страха перед дорогой нет

Один раз инвалид отправился на костылях в супермаркете и вспоминает этот день как самый страшный в жизни. Боли натерпелся немерено. С тех пор Валерий Титов стал мечтать об инвалидной коляске, чтобы быть мобильным.

Долго ждал, когда государство выделит ему спецтранспорт. Ждать надоело, пожаловался одному депутату. Через три дня вопрос решился положительно, Титова пригласили забрать коляску.

С тех пор Валерий рассекает по городу на собственных колёсах. У него нет комплекса по этому поводу, и автомобилей он не боится. Хотя первая поездка на коляске закончилась мелкими травмами: мужчина не рассчитал высоты бордюра.

Дел у инвалида второй группы в городе, оказывается, немало. Титов ездит оплачивать коммунальные платежи (мама Раиса уже старенькая и еле ходит), гоняет в «Ленту» за покупками (он очень любит готовить), да и к мужичкам в парк Ленина иногда заглядывает в домино поиграть.

– После того как я два раза побывал под колёсами автомобилей, страха перед автотрассой у меня нет. Участники дорожного движения относятся ко мне хорошо, аккуратно объезжают, когда я еду вдоль бордюра, не подрезают. Да и гаишники ни разу не останавливали, хотя я несколько раз проезжал мимо. Вот только один водила меня сбил на пешеходном переходе. Я его пропускал, он меня пропускал. А потом мы одновременно тронулись… Но ничего, я отделался лёгкими травмами, – с улыбкой вспоминает Валерий.

Недоступная среда

Сейчас тема маломобильных граждан актуальна, городские власти прикладывают усилия, чтобы сделать передвижение колясочников более комфортным. Я попросила Валеру оценить наш город на предмет имеющихся для инвалидов удобств.

Город плохо приспособлен для инвалидов-колясочников, могу это любому в глаза сказать, – сделал вывод Валерий. – К магазинам не подъехать! Вот взять «Магнит» на Кирилловском повороте: чтобы попасть в него по пандусу, нужно через дорогу объезжать. А там бетонные шары стоят, подъезд к супермаркету перекрывают. Удобный пандус есть в «Магните» на ул. Ленина, 49, но сделан он в форме лабиринта, протиснуться на поворотах которого на коляске сложно, я всё время ноги сбиваю в кровь. Нет пандуса в магазине, где продаются недорогие товары на Западном рынке, куда я частенько езжу. Мне мужики помогают в магазин заезжать. Или вот «Пятёрочка» в районе остановки «Питомник»: пандус есть, а с дороги на него попасть невозможно. Бордюр как перепрыгнуть на коляске? И так практически по всему городу, – Валерий Титов приводит и другие похожие примеры, которые придётся долго перечислять.

Однако мир не без добрых людей. Каждый раз находятся сердобольные горожане, готовые перенести его коляску через бордюр либо помочь на слишком крутом пандусе. Титов признаётся: на колёсах инвалиду нередко приходилось попадать в экстремальные ситуации. И всякий раз ему помогали отзывчивые люди.

– Но гастарбайтеры порой бывают более человечными, чем местные граждане. Однажды я наехал на бордюр, моя коляска перевернулась на бок. Я лежал и махал руками. Автомобили объезжали меня, ни один не остановился. Мимо проходили три таджика, кинулись ко мне, подняли коляску, поставили на колёса, – вспоминает Валера.

И коляску починить негде

Ещё одна больная тема для Валерия – это качество инвалидных колясок. Первая у Титова была китайская, вышла из строя очень быстро. Сейчас инвалид передвигается на коляске отечественного производства, но и она постоянно ломается. Редуктор вышел из строя после 4 месяцев эксплуатации, вилки передние слабые, подножки хлипкие. Пытался он дозвониться до завода в городе Владимире, чтобы указать производителю на недочёты, ничего из этого у него не получилось.

В Новороссийске нет мастерской по ремонту колясок, ближайшая – в Анапе. Для нас это проблема! – обращает моё внимание Титов. – Как мне туда добраться, чтобы починить коляску? Только на такси ехать. А такси в Анапу будет стоить 2500 рублей.

Инвалида выручают добрые люди. Ремонтировать коляску Валере помогает его товарищ Александр Пеньков, с которым он много лет назад трудился в РСУ пароходства. Вот и сейчас, пока я в гостях у Валеры, Александр Николаевич пытается заменить лопнувшее колесо.

Не каждый человек, оставшийся без ног, справится с грузом проблем инвалида-колясочника, отважится путешествовать на таком «спецтранспорте» по городу. Валерий говорит, что в Новороссийске несколько десятков инвалидов-колясочников, но только несколько человек ведут активный образ жизни, покидая стены своей квартиры. Валера предлагает им перестать стесняться и чаще выезжать на улицы города.

– Благодаря коляске я вижу город, а город видит меня, – любит повторять Валерий Титов.