Как уже сообщал «НР», близко к полуночи 1 сентября под окнами высотки обнаружили тела 15-летних мальчика и девочки. Предположительно, они упали с 19 этажа.
Подростковые суициды — это большая проблема современного общества, и об этом «НР» неоднократно писал, пытаясь разобраться в проблеме и помочь.
В последний раз Новороссийск тяжело переживал трагедию восьмиклассницы, которая весной 2020 года вышла из окна многоэтажки. В том году только за несколько первых месяцев новороссийскими подростками было совершено три попытки уйти из жизни, в двух случаях детей — в возрасте 14 и 17 лет — спасли.
За 2019 год в Новороссийске было десять попыток суицида среди подростков. В основном дети (возраст 15-17 лет) пытались отравиться или порезать себя, семь из них — незавершенные суициды. Вовремя подоспевшая помощь детей спасла. Но трое скончались, один ребенок выбросился из окна, двое повесились. Об этом тоже писал «Новороссийский рабочий». Более свежей статистики найти пока не удалось.
Что же сейчас стало причиной трагедии? Неужели, опять издевательства в школе? Буквально за несколько дней до страшной трагедии на эту тему прошел брифинг, организованный Главным управлением МВД России по Краснодарскому краю, в котором участвовали и журналист «Новороссийского рабочего» Виктория Николаенко. Вот о чем там шла речь. Сегодня рекомендации, которые дали в ходе большого разговора специалисты, особенно актуальны и восстребованы.
Волки и овцы: как пресечь охоту?
В школьной среде дети нередко выбирают объект для насмешек, физической расправы, травли в соцсетях. В современном мире это явление получило название «буллинг»
Никто из родителей не захочет видеть своего ребёнка в роли «униженного и оскорблённого». Но как этого избежать?
Где корень зла
Переходный период сложный сам по себе. Подростковая агрессия расцветает, прорывается наружу. А взрослые пытаются загнать поведение подростка в жёсткие рамки. Появляются дети-агрессоры, которым необходимо «сливать» свою энергию, и выбирают они в качестве жертв тех сверстников, которые слабее, которые не так, по их мнению, выглядят, или тех, кого постоянно ругают педагоги в школе.
Глубокий анализ по теме предоставила слушателям кризисный психолог, специалист-психолог Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Анна Бзыкова. По её словам, жестокость по отношению к сверстникам школьники, как правило, начинают демонстрировать в подростковом возрасте.
По словам Анны Бзыковой, учителя нередко вносят свою лепту в такое явление, как буллинг.
– По сути, именно школа должна обеспечить безопасность учащихся, поддержать тех, кто становится объектами насмешек. Но, увы, в современных школах очень мало таких учителей, на которых действительно можно опереться. До сих пор в некоторых учебных заведениях распространены так называемые «прилюдные порки», унижающие достоинство ученика. Нередко педагоги во всеуслышание акцентируют внимание на слабостях ученика, его неуспехах. Это приводит к развитию невроза, депрессии у ребёнка. Мы должны сегодня, глядя правде в глаза, констатировать, что образовательная среда не является безопасной, она зачастую жёсткая и подавляющая, – сказала Анна Анатольевна. – В итоге школьники воспринимают учителя как человека, который не готов и не может ему помочь. Научить, дать знания, чтобы успешно сдать ЕГЭ, – вот основные цели, но надо помнить и о психологической стороне вопроса. Школа должна быть для детей, а не детей мы должны подгонять сегодня под стандарты школы.
Российские педагоги, по данным исследований, имеют довольно точные представления о подростковом буллинге. Но на практике часто действуют бессистемно либо занимают позицию наблюдателя. Большинство российских семей сталкиваются с отпором со стороны школьной администрации, когда требуют принять меры против травли. Им советуют просто перевести ребёнка в другую школу.
Стратегия действий на уровне школ предполагает два момента. Это принятие чётких, справедливых и единых для всех правил поведения, а также формирование доверия между педагогами и детьми.
Правила поведения могут быть закреплены в школьном уставе. Желательно, чтобы в его разработке участвовали дети. «Кодекс поведения» должен быть непреложным для исполнения. Важно, чтобы несоблюдение правил – например, инициирование буллинга – гарантированно влекло за собой применение санкций по отношению к агрессору. Уже доказано, что травли меньше в коллективах, в которых учителя вмешиваются в конфликты школьников.
Кого чаще травят
Эксперты уверены, что многие травмы, полученные в подростковом возрасте, оставляют свой след на всю жизнь. И эти «шрамы» получают не только дети, бывшие жертвами агрессоров. Ведь и сами агрессоры, если их пыл вовремя не остудили, могут, ощутив свою безнаказанность, пойти по кривой дорожке, войти в конфликт с законом.
Вопрос о том, какие дети нередко становятся объектами буллинга, прозвучал от корреспондента «НР».
– Нередко это подростки, чьи семейные и нравственные ценности не подходят тому коллективу, в котором они находятся. Или поведение школьника не вписывается в общие представления. Таких детей сверстники порой считают странными. Есть также люди, которые отличаются поведением жертвы, психологи называют это «виктимностью». Кстати, были исследования, когда преступников, уже осуждённых за правонарушения, сажали перед монитором компьютера и показывали людей, идущих в толпе. Так вот, преступники безошибочно выделяли из этого человеческого потока людей с задатками жертвы! Кстати, жертвами буллинга в школе становятся и мальчики, и девочки, различий тут нет.
Так какие признаки у поведения жертвы?
– В человеке с виктимным поведением живёт глубокое убеждение, что все люди вокруг – в порядке, то есть ОК, а вот я не ОК, со мной что-то не так, и, следовательно, я виноват. И подобные «ранения», увы, родом из детства, – констатировала кризисный психолог.
Как нейтрализовать агрессора
Чтобы искоренить буллинг, силовые методы неприемлемы – такой вывод сделали специалисты. Жестокость рождает жестокость.
Заместитель директора Всероссийского детского центра «Орлёнок» Василий Бабак поделился наработанным опытом борьбы с подростковой агрессией. Надо не только бороться с проявлениями жестокости, но, что более эффективно, профилактировать их.
Для этого в подростковых коллективах проводятся тестирования, на их основе выявляются дети, склонные к агрессии, и те, кого отличает поведение жертвы. Надо создать такие условия, чтобы у амбициозных детей были альтернативные способы показывать свой авторитет. Это спортивные соревнования, например, где потенциальный агрессор выступает в роли вожака, конкурсы, где подросток сможет реализовать все свои эмоции, выплеснуть скопившуюся энергию на хорошее дело, на благо своей команды. Работать над этим должны обученные, опытные специалисты.
Перед началом летнего сезона в ВДЦ «Орлёнок» традиционно проходит обучение вожатых в «Школе педагогического работника», где педагоги-психологи на тренингах рассказывают, в чём разница между буллингом и конфликтом, что делать вожатому, если подростка травят в отряде или он сам проявляет агрессию.
Педагогам или вожатым имеет смысл разделить агрессоров и жертв в пространстве класса (отряда), чтобы они меньше встречались лицом к лицу. Но этого мало. Надо помочь детям, ощущающим свою беззащитность, найти подходящий круг общения: чувство принадлежности к сообществу равных тебе крайне важно.
Как понять, что ребёнок – жертва
Этот вопрос очень интересовал журналистов.
Наши эксперты отметили, что у родителей должен быть тесный контакт со своим ребёнком. Тогда они отметят любые отклонения от обычного поведения.
Например, подростку больно, и он замыкается в себе. Плохо спит, нет аппетита, нет общения со сверстниками. Начинает «хромать» учёба, случаются вспышки раздражительности. Надо понимать, что немногие дети смогут самостоятельно справиться с ситуацией. Далеко не у каждого подростка есть сила воли и внутренний резерв.
Ничего не предпринимать и закрывать глаза на проблему – идея очень плохая. Боль будет копиться и дойдёт до того, что ребёнок с ней жить не сможет. Доводить до этого нельзя ни в коем случае.
Что делать родителям
– Надо идти и стучаться во все двери! Разговаривать с учителем, обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних, к психологу, в другие инстанции. Ни в коем случае не оставляйте нерешённым этот вопрос!
Допускается даже, что ребёнку можно какое-то время не ходить в школу. В семье должна быть доверительная обстановка. Подросток должен знать, что, если что-то произошло, он может посоветоваться с надёжным и мудрым человеком. Необязательно это мама или папа. Старшие члены семьи, тренер, социальный педагог – неважно. Главное, что этот человек сможет выслушать и помочь.
Защитнику ребёнка важно совершить ряд действий, чтобы у него не осталось впечатления, что ничего нельзя сделать, что агрессор – сильный, и ему нельзя ничего противопоставить, а потому надо терпеть.
Также стоит задуматься, когда агрессор или его группа обратили внимание на вашего ребёнка: а что происходит, если мой сын или дочь – жертва жестоких сверстников? Важно не только пресечь ситуацию, но и заняться восстановлением самооценки подростка.
Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью.
Участники брифинга обратили внимание на то, что время сейчас непростое, и у взрослых людей немало поводов для тревог, самых разных проблем. Но даже во всей этой суете непростительно невнимание к своему ребёнку. Берегите детей!