Этот замок в профессиональной среде больше известен как памятник археологии «Верхнегостагаевское городище». Расположен он сразу за Натухаевской, в природном заказнике «Красная горка».

Об этом памятнике археологии, наверное, не знают даже местные жители. От федеральной трассы нужно идти пешком час по территории заказника – по густому лесу, меня же везут на вездеходе новороссийской археологической экспедиции. Лесная дорога с колеёй в полметра – на обычном транспорте здесь не проедешь.

Оставляем автомобиль на лесной дороге, теперь нужно подниматься в горку. Замок расположен довольно высоко – 300 метров над уровнем моря.

Неудобье здесь страшное, горизонтальных поверхностей практически нет. Однако именно здесь в 6-м веке нашей эры появляется укреплённое поселение, хозяйскую необходимость которого объяснить простой логикой невозможно, – говорит Алексей Малышев.

Везде на вершине горки россыпи блоков из ракушечника. Строительного материала очень много. Очевидно, что создатели этого сооружения свозили строительный материал со всей округи, возможно, даже из Тамани. За время экспедиций археологи все блоки перебрали руками.

Я предположила, что во время функционирования замка такой густой растительности здесь не было. Малышев подтвердил: гора была лысой. Даже немецкая аэросъёмка 40-х годов прошлого века показывает, что здесь было гораздо меньше деревьев. А теперь тут густой лес, заповедник.

В поисках башни

Сегодня учёные работают в районе северо-восточной стены городища. И вот я здесь. Малышев показывает очень хорошо сохранившуюся кладку из ракушечника оборонительной стены высотой два метра. Камни выложены идеально, строители явно были хорошо знакомы с навыками античных мастеров. За стеной очень крутой склон. По законам физики кладка под воздействием сил всемирного тяготения сползает вниз, что мы и видим: в некоторых местах стенка поплыла вниз.

Рядом с этой идеальной стеной археологи раскопали ещё одну стенку. Она построена в другой технике – небрежно, на скорую руку, варварски, как говорит Малышев. Здесь располагалось какое-то недолговечное строение. Какое? Пока невозможно сказать.

Мы предполагали, что именно здесь должна была быть ещё и башня, – поясняет мне Малышев, почему археологи бросили силы на раскопку в этой части городища. – По законам строительства фортификационных сооружений она должна была усиливать конструкцию оборонительной стены. Увы, мы её не обнаружили…

Пока Алексей Малышев делает замеры этой стены, мне разрешают погулять на вершине холма, где располагался тот самый замок. От него остались лишь камни.

Замок или готское святилище?

Я прогуливаюсь по развалинам былого величия. Очень много блоков, которые за десять километров везли сюда, чтобы возвести грандиозное сооружение. Учёные сделали реконструкцию этого замка, построенного по необычному проекту: в нём было три пары дверей, расположенных друг против друга. Это и есть самая большая загадка, поставленная древними строителями: зачем нужно столько дверей? Любой человек, имеющий отношение к строительству, понимает, что такое расположение заведомо даёт сквозняк. Жить в подобном помещении неуютно. Одна из версий – что это не жилище, а некое храмовое сооружение. Некоторые учёные предполагают, что это готское святилище. Но пока это лишь догадки.

Итак, кто здесь обитал? Для кого строили этот замок?

Здесь, безусловно, жил какой-то богатый человек с большим властным ресурсом, я бы сказал, властелин территорий, – рассуждает Малышев. – Зачем он забрался в такие неудобья, где появление замка в принципе невозможно? Однако он есть! Строителями двигала другая логика, и мы пытаемся её разгадать.

Немало сил археологов было брошено на поиски источника воды.

– С водой тоже загадка… Такому масштабному сооружению нельзя было без воды! Людям нужно было пить. Источник влаги не найден. Возможно, жители замка собирали дождевую воду, но мы не нашли ёмкости для дождевой воды, – говорит Алексей Александрович.

Надгробия пустили на каменные блоки

Датировать замок учёным помогли немногочисленные находки. Две найденные монеты были изготовлены в начале 4-го века нашей эры. Но ими пользовались дольше, не одно столетие. Третья монета раннеримского времени была обнаружена внизу, на перевальной тропе, по которой мы приехали в замок. Среди здешних находок – обломки амфор и стеклянный сосуд-лампадка 4-5 в.в. н.э., украшенная орнаментом в виде виноградных гроздей, произведённая на территории Восточного Средиземноморья.

Пожалуй, самая ценная находка, сделанная в этом городище, – это каменные блоки с изображением крестов. Обломками христианских надгробий были облицованы стены проездных ворот в эту крепость. То есть строители использовали надгробия в декоративных целях. Где они могли взять такой не совсем обычный декор? Возможно, где-то поблизости, в укромной щели в районе современной станицы Гостагаевской проживала христианская община. Её некрополь и разграбили последующие поколения.

– Скорее всего, греки-боспоряне приняли христианскую веру и создали здесь свою общину. Потом, в эпоху переселения народов, на эти территории приходят кочевники – готы и гунны, они разоряют старые кладбища и используют надгробия в строительных целях, – предполагает Малышев. – Перед нами стоит вопрос датировки этих надгробий. Стена, в которую их вмонтировали, была пристроена позже основной стены.

Огонь не пощадил замка

Увы, древний замок и крепость погибли в пожаре, который бушевал здесь в 6-м веке нашей эры. Археологи находят развалы древних кладок, осыпавшиеся вниз стены. Много углей от дубовых брёвен, перекрывавших здание и державших крышу. Именно радиоуглеродный анализ рассказал о таком печальном финале. А вот человеческих останков в пепле археологи не обнаружили.

Тут можно гадать: был ли заброшен замок, и его подожгли намеренно позже чужаки? Либо хозяин сам принял решение сжечь его, чтобы замок не достался больше никому? – Алексей Малышев уверен: ответы на многие вопросы археологи получат уже в будущем году, когда продолжатся раскопки на городище.