Проходила испытания в барокамере
С Ириной я встретилась спустя неделю после её возвращения из Киргизии: физическое перенапряжение не прошло даром, спортсменка заболела в горах, а дома долечивала простуду. Однако сегодня можно с гордостью констатировать: жительница нашего города – единственная женщина, взошедшая в этом году на высоту 7134 метра в составе молодёжной сборной Федерации альпинизма России «Высота».
Сейчас в стране настоящий бум экстремального туризма, непрофессионалы стремятся в горы, ежесезонно люди гибнут в подобных походах, организованных шумоголовыми гидами. Ирина Мамедова, прежде чем попала в состав высотной сборной страны, прошла серьёзную подготовку – участвовала в тренировочных восхождениях на Эльбрус и Казбек. Медкомиссию проходила в Москве в Олимпийском комитете России. У неё трижды брали кровь на анализ на беговой дорожке в барокамере в условиях высокого давления. Цель таких исследований – выяснить, как спортсмен реагирует на высоту и быстро ли восстанавливается.
– На высоте до 3000 метров над уровнем моря у меня были отличные результаты, а на высоте до 5000 – хорошие. До 6000 метров организм нормально восстанавливается после нагрузок, – говорит Ирина.
Перед восхождением заболели
К восхождению готовилось около 30 спортсменов из разных городов нашей большой страны, в Киргизию полетели только 16. Но до вершины дошли лишь семеро из заявленного состава сборной.
– Из киргизского города Оша на микроавтобусе нас повезли по Памирскому тракту к Луковой поляне, где находится базовый лагерь пика Ленина на высоте 3400 м, там мы проходили акклиматизацию и ходили в тренировочный поход на высоту 4100 метров. Затем нас перевезли во второй лагерь, расположенный на 4400 метрах, откуда мы поднимались на пик Юхина высотой 5100 метров, – рассказывает Ирина.
Вот тут-то, по её словам, некоторых спортсменов поджидали настоящие испытания горной болезнью – нестерпимая головная боль, недостаток воздуха и, как следствие, бессонница. На высоте 6000 метров большая часть команды, в том числе и наша землячка Ирина Мамедова, заболели предположительно простудой. Участникам восхождения пришлось спуститься в базовый лагерь на высоте 3400 метров, чтобы подлечиться перед главным восхождением.
– Я в жизни не принимала антибиотиков, а тут решилась их пропить, – рассказывает Ирина. – И мне помогло! Стало заметно лучше, так что я смогла продолжить восхождение. Однако некоторые ребята стали отказываться от восхождения из-за плохого самочувствия. Люди просто не смогли восстановиться. В результате из 16 «сборников» только 10 пошли на пик Ленина, но не по известному маршруту, а по усложнённому – через скалы Липкина. Старт был 5 августа. Ночевали мы на высоте 5400 метров, затем на 6000 метров. На этой высоте стало плохо одной спортсменке, у неё появились признаки горной болезни. И два парня вызвались помочь ей спуститься вниз. Так нас осталось семеро.
На последних ста метрах ползла
Сопровождал группу наверх мастер спорта, побывавший на всех семитысячниках земного шара, «снежный барс» Расим Кашапов. Один человек – смотрящий – следил за группой в бинокль из базового лагеря. Все спортсмены были застрахованы, в случае форс-мажора их должен был снять с вершины вертолёт.
– Надо сказать, что погода на восхождении была отличная – светило солнце, отсутствовал ветер. Особенно тяжело стало на последних ста метрах, – вспоминает Ирина Мамедова. – Ощущения такие, будто хочешь бежать, прикладываешь все силы, но не можешь сдвинуться с места. Это результат дефицита кислорода. Наша связка из трёх человек начала отставать. Мои напарники ждали меня. Удивительно, что ребята не восходили на вершину до тех пор, пока я не доползла. И первую на пик Ленина пустили меня! Это была награда мне, единственной женщине в группе. И в этот момент у меня случился такой взрыв эмоций! Я плакала, обнимала бюст Владимира Ленина, который с советских времён стоит на вершине. Коллеги дали мне кусочек шоколада и чай.
Немного экстрима на спуске
Радость покорения вершины омрачила последняя ночёвка на спуске на высоте 6400 метров. Разыгрался ветер, настолько сильный, что палатки спортсменов порвало в клочья, а люди катились кубарем по склону. Даже видавшая виды жительница Новороссийска, славящегося своей разрушительной борой, признаётся, что на Памире ветер куда круче – под 100 метров в секунду.
Ирина рассказывает, что её группа наткнулась на тело погибшего спортсмена из Ирана, который сорвался с горной полки. Замёрзшее тело лежало прямо на трассе, и никто его не думал забирать. Моя землячка уверена, что такое просто невозможно у русских. Наши спортсмены не бросят коллегу в горах, в том числе умершего.
– В лагерь мы спустились 8 августа, в Международный день альпинизма. У российских спорт-сменов днём покорения вершины считается день, когда группа спустилась в базовый лагерь, когда восхождение закончено, – говорит Ирина Мамедова.
Никаких особых отмечаний успеха в базовом лагере не было. У людей просто не осталось на это сил.
Муж всегда подбадривал
Ирина признаётся, что она смогла подняться на вершину благодаря своему любимому супругу Али.
– Муж очень меня поддерживал в минуты слабости. Он повторял по телефону: «Я верю, ты сможешь! Не сдавайся!». В экстремальной ситуации на большой высоте у спортсменов начинают закрадываться в голову всякие мыслишки. Поэтому очень важно осознание надёжной опоры, нечто вдохновляющее, на что ты сможешь опереться и идти дальше. У меня в этой роли был супруг.
Очередным этапом в жизни сборной по альпинизму станет восхождение на гору Манаслу высотой 8156 метров, что в Гималаях. Ирина Мамедова собирается пройти и это испытание.