Виктория окончила Кубанскую музыкальную консерваторию, по образованию она преподаватель музыки, пианист, дирижёр.
– А в душе я джазист до мозга костей. Джаз – это моё, он живёт во мне! – говорит она с воодушевлением.
В храм Викторию привела её мама лет двадцать назад. Настоятель Свято-Успенского собора отец Георгий сразу увидел перед собой творческую личность и благословил девушку петь при храме. С этого началась духовная карьера Виктории Маценко: она пела в главном соборе Новороссийска – Свято-Успенском, а затем в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Несколько лет назад Виктория взялась за непростую задачу – создать хор в Борисовском сельском храме.
Воскресное утро. Автор этих строк находится в маленьком помещении храма, вверху на клиросе, где размещается хор. Могу наблюдать изнутри, как проходит воскресная литургия. Сегодня поют трое – Виктория, её супруг Сергей Маценко и начинающая певица Ольга Недугова. Остальные члены коллектива, в котором шесть человек, в летних отпусках.
– Самой большой проблемой для меня как для регента сельского храма было подобрать коллектив, – говорит Виктория. – Профессиональные музыканты редко поют в храме бесплатно. А наша деятельность, можно сказать, благотворительная. Каждый человек у меня – на вес золота. Я всеми дорожу. Вот Ольга Недугова – она только учится петь. Девушка делает успехи, – хвалит её Виктория.
Два человека в коллективе имеют профессиональное музыкальное образование – альт Светлана Скаклюк и сопрано Наталья Осокина. Ольга Шаляпина, бывший бухгалтер, ныне на пенсии, поёт не хуже дипломированных профессионалов. Интересная история у Сергея Маценко, супруга Виктории. Он бывший моряк, музыкант-любитель, много лет прекрасно пел под гитару песни Высоцкого и Розенбаума. В храм пришёл через борьбу со сложным заболеванием. А сейчас он один из основных исполнителей хора – бас!
Важен не голос, а вера
Виктория считает, что в церковном хоре необязательно должны быть профессиональные музыканты. Здесь важнее не голос, а вера в Бога.
– Когда приходят люди с музыкальным образованием и начинают петь хорошо поставленным в музыкальном учебном заведении голосом, они выбиваются из общего строя певчих. В церковном хоре вибрато оперного пения не нужно. Для нас важнее не перебивать других членов коллектива, а быть одним организмом, – поясняет собеседница.
— Пение человека верующего от неверующего можно легко отличить. Верующий поёт сердцем, он пропускает церковные песнопения через свою душу.
В основном мы исполняем церковные канонические произведения. Их вариантов разных композиторов очень много. Есть у нас в репертуаре произведения на музыку Бортнянского, Рахманинова, Чеснокова. Какие взять в работу, зависит от регента хора. Я не беру слишком сложные произведения, ведь у нас хор непрофессиональный. Но даже простые в музыкальном плане песнопения могут звучать так впечатляюще, что прошибают до слёз, – говорит Виктория.
«От похвальбы бегу»
Прихожане рассказывают, как после службы подходят к ней, благодарят за прекрасное исполнение псалмов.
– Если честно, не люблю я слушать похвалы, сразу после службы убегаю, – говорит регент. – Качественное исполнение – не наша заслуга. Это Бог дал нам голос и умение правильно подать музыкальное произведение. Главное – не воспринимать успех как свою заслугу. Иначе на следующей службе всё пойдёт наперекосяк.
Виктория рассказывает, что она много ездила по храмам нашей страны и везде присматривалась к хорам, интересовалась, какие произведения они исполняют.
– Из одних храмов я уходила одухотворённая, из других – больная и разбитая. Признаюсь: не могу слышать грязь в исполнении. С трудом переношу сложное хоровое исполнение, не люблю массивности и вычурности. Мне импонирует простота, лёгкость, душевность и вдохновлённость. Церковный хор – это проводник к Богу, а не наоборот, – рассуждает Виктория. – Могу сказать, что исполнилась моя мечта: я создала идеальный для нашего храма церковный хор.
За ошибки ругаю не коллектив, а мужа
Я полюбопытствовала, обсуждает ли Виктория дома со своим супругом Сергеем качество исполнения псалмов. Репетируют ли они на кухне?
– Сейчас – нет, а в самом начале становления хора пели и дома, обсуждали качество исполнения. Мне Сергей очень помогает: если в коллективе кто-то фальшивит, делает ошибки, я ругаю… своего супруга! Он не обижается, а у других членов коллектива появляется возможность услышать мои замечания в необидном ключе.
Духовная деятельность регента Виктории не отменяет ежедневной работы. Она коммерческий директор АО «ЮжНИИМФ», её предприятие занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью, также Виктория руководит научно-образовательным центром, специализирующимся на дистанционном обучении моряков. Ну а ещё Виктория занимается фитнесом и даже готовилась на конкурс «фитнес-бикини», правда не успела выступить, так как попала на операционный стол. Как ей удаётся соединить в себе всё это?
– Заниматься одним делом, признаюсь, скучно. Мне нравится сочетать несочетаемое, – говорит она. – В человеке действительно должно быть всё прекрасно, не только душа, но и тело. Три раза в неделю хожу в спортзал, очень люблю железо. Также танцую латиноамериканские танцы, они дают почувствовать себя женщиной. А ещё я обучилась на инструктора по пилатесу и одно время преподавала.
Ну а самая большая любовь Виктории – джаз-рок коллектив «СП», в составе которого она играет на клавишах и исполняет кавер-версии известных мировых хитов. И здесь она раскрывается как джазовый музыкант. Об этом удивительном коллективе «НР» обязательно расскажет позже.