Женечкиного талантливого пера, конечно же, не хватает газете. Не хватает его спортивных репортажей, исторических очерков, своеобразного Лапинского юмора. Это громадная утрата и для «Новороссийского рабочего», и для тех изданий, которые охотно перепечатывали то, что выходило из-под его пера. Заменить Женю кем-то невозможно, он из редкой породы незаменимых людей.

Мы скорбим по поводу ухода коллеги ещё и как его близкие люди. Близкие не только духовно, но и физически. Мой кабинет соседствует с Жениным, за тонкой гипсокартонной перегородкой я чувствовала его могучую спину на протяжении девяти лет. Я слышала его дыхание, я могла по тому, как он положил телефонную трубку, угадать его настроение, я слышала его шаги в тот момент, когда он только входил в редакцию, я люблю героев его публикаций, с которыми лично не была знакома. Я, как и многие мои коллеги, становилась объектом его искромётного, необидного юмора. Мне он иногда скупо рассказывал о своих переживаниях.

Несколько последних лет из-за перенесённого инсульта Женечка практически не спал по ночам. Это его очень сильно выматывало.

Мы, журналисты и руководство издательства, делали всё возможное, чтобы как можно дольше оттянуть неминуемый печальный уход очень больного и измученного страданиями человека, всячески поддерживали его.

Я часто признавалась Евгению в любви! К его таланту, человеческим качествам. Уверена, что все окружавшие его люди чувствовали то же самое – огромную любовь.

– Для нас уход Евгения Лапина – это очень тяжёлая утрата, – говорит выпускающий редактор исторического и краеведческого альманаха «Истоки» Алевтина Коновалова. – Он приходил на творческие встречи авторов и читателей альманаха, даже если его и не звали специально, он знал день и час наших заседаний в библиотеке, а нас тепло называл «своим гаремом». Бывает, придёт с лёгким опозданием, сядет в уголке читального зала и будто дремлет. Думаешь, спит что ли? Ан нет, после заседания как выдаст что-нибудь по теме нашей сходки! Со смеху падаешь. Евгений очень часто писал статьи о членах нашего клуба, чьи книги выходили в печать. Он и сам был автором альманаха «Истоки», публиковал свои очерки в каждом выпуске. Седьмой выпуск альманаха вышел с посмертным очерком о нём…

– Мы о Евгении Лапине помним. И горюем, что потеряли такого замечательного друга и автора. Женя регулярно публиковался в вестнике «Виктория», в морском и литературно-историческом журнале «Одиссей», где был главным автором рубрики «Бульбомёт». Как члену клуба «Маринист» мы помогали ему издавать его книги, – говорит писатель Виктор Пахомов. – Редакция газеты доверила мне разобрать его документы в кабинете, где он работал. Дело в том, что там осталось много книг новороссийских авторов, собранных Евгением Лапиным. Это уникальный набор произведений! Это всё нужно систематизировать и передать в городскую библиотеку. Чем я и займусь в ближайшее время. Ну а ещё я планирую написать очерк о Евгении как о человеке.

Заслуженный учитель РФ, поэтесса и подруга Евгения Лапина Лина Бекян тоже начала сбор информации для книги о Жене.

– Я знаю Женечку с молодости, мы с ним дружили, он приходил в гимназию №49, которой я руководила четверть века, писал о наших талантливых учениках и учителях. А ещё мы часто встречались на заседаниях литературно-музыкального клуба «Посиделки». В клубе выступали разные творческие личности, некоторые даже приезжали из других городов, рассказывали об интересных вещах. Я собрала за 40 лет дружбы вырезки всех статей Евгения Лапина. А теперь хочу написать о Жене книгу, которая будет состоять из воспоминаний о нём разных людей, — говорит Лина.

Что может сделать для нашего незабвенного коллеги редакция «НР»? Наверное, издать книгу, над которой Женя трудился последние десять лет. Это книга о генсеке Леониде Ильиче Брежневе.

Словом бил по порокам общества и слабостям человека

Евгений Лапин в газете «Новороссийский рабочий» около десяти лет подряд вёл рубрику «Сикось-накось», она выходила в субботнем номере на последней странице. Это были небольшие фельетоны, рассказы, афоризмы в юмористическом ключе. Тонко и умно Лапин высмеивал пороки современного общества.

Мы решили опубликовать на странице, посвящённой Жене, один из выпусков рубрики «Сикось-накось». Главный редактор Владимир Бурлаков разрешил мне выбрать любое из произведений, что мне придётся по душе. Я окунулась в чтение юморесок, вышедших в 1998 году. Все они актуальны до сих пор! Я будто вновь слышала Женю.

Но выбрала я выпуск, посвящённый первому дню весны. Почему? Потому что весна – это символ новой жизни, перемен, символ надежды.

До весны 2022 года Женя не дожил. Но прочтите фельетон, и вы поймёте: он очень любил весну. Он верил, что весной вновь всё будет хорошо.

«СИКОСЬ-НАКОСЬ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ЗАВТРА ВЕСНА»

1. Наконец удалось запомнить слова песни «Осень, осень, ну давай у листьев спросим…».

2. Всё дольше приходится задерживаться на работе, чтобы прийти домой в тёмное время суток.

3. Завершится встреча Нового года на рабочих местах.

4. Эти выходные – единственная возожность отдохнуть перед 8 Марта и после 23 февраля.

5. Окончательно решится вопрос о снабжении нуждающихся углём и дровами.

6. В Австралии наступит долгожданная осень.

7. До очередного обязательного просмотра фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» осталось 10 месяцев.

8. После зимней спячки активизируются идиоты и депутаты.

9. По телевизору народу строго напомнят, что завтра — весна.

10. Наконец-то кое-где и кое-как начнётся отопительный сезон.

11. Вдруг окажется, что город не готов к приходу весны.

12. В Краснодаре об этом будет принято соответствующее постановление.

13. Строки из песни «На крыльях весну принесли» вспоминаются с вопросом «Кто?».

14. Желающим попотеть на работе осталось ждать недолго.

15. Разговоры о «Черноморце» переходят в заключительную стадию.

16. Вашей жене опять захотелось на Канары. Просто захотелось. И всё.

17. Теперь пыль, поднимаемая транспортом и мётлами, будет по-настоящему весенней.

18. Все коты с завтрашнего дня становятся мартовскими.

19. Да, и сколько там дней до зарплаты? А?

Автор — Евгений ЛАПИН