Жители городских окраин, расположенных в северной части Новороссийска, давно высказывают недовольство тем, что им приходится соседствовать с мусорным полигоном на горе Щелбе. В социальных сетях последний год гуляют фотографии свалки, которая уже выглядит как гора. И она неуклонно растёт. Более того, люди вслух высказываются о том, что эту свалку нужно закрывать (а не расширять) и искать для неё новое место, желательно, за пределами Новороссийска. На днях общественные экологи и жители двух сёл — Цемдолины и Борисовки — смогли услышать, что думает о свалке директор ООО «Терра-Н» Милана Тимошенко, а также задать ей волнующие местных вопросы.
Один из вопросов был о санитарно-защитной зоне. «Есть ли она вообще?» — спрашивали люди. Милана Владимировна сказала, она, зона, существует, и в неё не попадает ни одно жилое строение.
Местные жители волновались: свалка покрыта пластиком, блеск которого в солнечную погоду виден из центра города, с улицы Видова. Тимошенко пояснила, что работники полигона выбирают только пластиковые бутылки из-под воды: бутылки из-под молока и тетрапаки в нашей стране не перерабатываются. И эту проблему нужно поднимать на государственном уровне. Директор рассказала, что поэтому её предприятие ежегодно платит в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду более 18,5 млн рублей.
Житель Борисовки Александр Мореходов заявил, что мусоровозы не выполняют требования по обеззараживанию колёс. Со свалки техника выезжает грязная, минуя дезинфицирующую установку с устройством для мойки с использованием дезсредств. Экологи неоднократно публиковали в социальных сетях фотографии машин, которые «забывают» пройти через санобработку, покидая полигон сухими. Тимошенко сказала, что обеззараживатель на полигоне есть и что он работает, раз в 28 дней в нём меняется обеззараживающий раствор. Ну а то, что водители мусоровозов не исполняют требования СанПиНа и минуют санобработку, так это исключительно на их совести.
Не обошлась встреча и без обсуждения январского скандала, когда новороссийцы сняли на видео коричневую воду в реке Озерейке, куда после ливня стекали вонючие стоки с полигона.
— Какие инженерно-технические мероприятия провело руководство «Терра–Н» после слива инфильтрата с полигона? — спрашивали общественники.
— Мы вызвали лабораторию и сразу устранили течь, — отвечала Милана Владимировна.
— Но по закону вы должны были мониторить обводные каналы и не допустить этой течи или устранить её мгновенно.
— Мы сделали вокруг полигона ров на случай слива инфильтрата во время залпового ливня. Мастер ежедневно мониторит полигон на этот предмет, — отвечала директор.
Жители не унимались, убеждая Тимошенко в том, что инфильтрат втекает в речку Озерейку регулярно. Об этом им сообщили жители СНТ «Сюрприз» в Васильевке, которые последние шесть лет часто фиксируют в речке Озерейке воду коричневого цвета с характерным запахом свалки.
Милана Тимошенко предложила «зелёным» совместно проехаться по родникам, которые, по заявлениям экологов, стекают с тела свалки.
— Как часто вы мониторите состояние почвенных вод? – забрасывали вопросами жители руководителя полигона.
— Раз в квартал, — отвечала Тимошенко.
Люди интересовались, как часто почвенные воды исследуются лабораторно?
— Тоже раз в квартал, — отвечала Милана Тимошенко. — Недавно Санкт-Петербургский институт делал научные изыскания — бурил 120 скважин: их вердикт был, что глубинных вод нет. Проницаемость полигона равна нулю.
Местные жители попросили «Терру-Н» создать сайт, где можно было бы в режиме онлайн следить за результатами проб и другими лабораторными исследованиями.
Люди также интересовались, существуют ли утверждённый городской властью маршрут движения мусоровозов? Как известно, сейчас они ездят через жилые кварталы села Борисовки. Последствия – пыль, выхлопные газы и разрушение дорожного полотна. Люди настаивали на том, что должна быть техническая дорога. Но власти никак не возьмутся за её проектирование. Ответа не последовало — по причине отсутствия на встрече чиновников, ответственных за состояние дорог.
Горожане подняли ещё одну проблему – раздельного сбора мусора. Они возмущались, что в городе так медленно внедряется программа по раздельному сбору, критически мало контейнеров для пластика. Чиновники парировали тем, что всё идёт по плану. Вот прямо сейчас планируется закупка 275 контейнеров для сбора пластика. Милана Тимошенко заверила присутствующих, что у «Терры-Н» есть договор на переработку пластика, его забирает одна компания в Крымске. Люди возмущались тем, что содержимое контейнеров с пластиком всё равно оказывается в мусоровозе с остальным мусором.
Жители резюмировали, что подобные встречи должны заканчиваться принятием полезных решений, предложив городской власти начинать искать под полигон твёрдых бытовых отходов новое место. На этот раз за пределами городской черты. Также было продолжено начинать сортировать мусор непосредственно на свалке, строя там небольшие цеха. До 80 процентов мусора должно сортироваться и сдаваться на переработку, а не 11 процентов, как это делается сейчас.
Отчёт о судебных процессах по Волочаевскому пляжу читайте в ближайшее время на сайте «Новороссийского рабочего».