Задавшись этими вопросами, корреспондент «НР» проехалась по частным пунктам техобслуживания. И обнаружила, что многие из них закрыты. В некоторых отказывались общаться. А вот в одном из сервисов «на буграх» повезло.

Мастер Иван Анатольевич откровенно обрисовал ситуацию:

– Я работаю в сервисе, где всегда хватало работы. Мы выживаем и сейчас, но заказов заметно поубавилось. Это связано с тем, что раньше хозяева машин проходили диагностику в положенные сроки, даже если ничего особо не беспокоило. Просто раз положен в это время техосмотр – значит, надо ехать в сервис.

Сейчас, увы, даже если в машине что-то постукивает, большинство людей ждёт, когда «хороший стук сам наружу вылезет». Я их прекрасно понимаю, люди хотят сэкономить и едут в сервис уже с критическими неисправностями.

– Иван Анатольевич, чем чревато такое отношение?

– Тем, что ремонт в итоге обойдётся дороже. Лучше купировать проблему на стадии «мелочёвки», чем дорастить её до того, что придётся разобрать полмашины.

– Насколько тяжело сегодня с запчастями?

– Трудности есть. Полгода мы все проездили на том, что было. А сейчас, когда склады опустели, запасы иссякли, начинаются проблемы. Особенно их ощутили владельцы дорогих иномарок, производства немецкого автопрома, например. Владельцам «азиатских» машин намного проще.

– А что делать хозяевам дорогих иномарок? Продавать свои машины?

– В данный момент их никто не купит. Понимают, что, если есть какая-то поломка, «попадут» на запчастях. К слову, у моего друга «Ауди». Мы недавно посчитали, во что обойдётся сделать техобслуживание этой машинке: заменить масло, фильтры, тормозные колодки. Получилось 210 тысяч рублей.

– Насколько в целом подорожали запчасти и расходники?

– В два раза точно! Такие концерны, как «Тойота», «Мицубиси», сегодня ушли с российского рынка. И у владельцев начинаются проблемы.

– Иван Анатольевич, а можно ли использовать запчасти отечественного производства?

– В некоторых случаях да. В России есть производители, которые выпускают тормозные колодки, фильтры, на них и будем держаться. Сложнее – с маслами. Производители масел в России есть, а вот присадки, увы, в основном шли из-за границы. Хорошо, что сейчас разрешили использовать параллельный импорт, запчасти начинают ввозить через Казахстан, другие страны ближнего зарубежья. Конечно, из-за того, что логистика поменялась, сроки доставки увеличились.

– Почему люди жалуются, что отечественные запчасти тоже выросли в цене?

– Потому что многие отечественные производства не являлись полностью самостоятельными, а были так или иначе связаны с зарубежными. Чисто отечественных запчастей мало.

Вот самый красноречивый пример. У моего брата почти что новая, 2019 года, «Вольво». В данный момент из-за поломки мёртвым грузом стоит в гараже. Даже если нужную запчасть ему привезут, её необходимо «прописать» через основной сервис у дилеров. В концерне всё так устроено, что любая деталь «прописывается» через компьютер, и только тогда машина заведётся и будет работать. Но в данный момент это осуществить невозможно.

– Иван Анатольевич, если не говорить об автомобилях премиум-класса, наши российские мастера смогут помочь водителям?

– Гаражи всегда были нам в помощь. Мастера с руками в России не перевелись. Прорвёмся! Единственный мой совет автовладельцам: как бы ни было трудно, всё же выделять время и деньги на диагностику.