Лариса Савицкая (ее играет актриса Надежда Калеганова) была единственной пассажиркой «Ан-24», которая выжила после авиакатастрофы. Корреспондент «НР» пообщалась с женщиной, ставшей прототипом главной героини, и режиссером фильма Дмитрием Суворовым на пресс-конференции, которая состоялась после премьерного показа.

Предыстория

24 августа 1981 года молодожены Лариса и Владимир Савицкие ступили на борт самолета, следовавшего рейсом Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск. За 30 минут до посадки гражданский борт АН-24 столкнулся с другим самолетом и развалился на куски на высоте более 5 километров над землей. Выжить не должен был никто, но произошло чудо — Лариса очнулась посреди обломков самолета в непроходимой тайге.

В фильме эти эпизоды – одни из самых захватывающих.  Хрупкая девушка с раненой ногой ступает в болотную топь и… вот-вот ее затянет с головой противная тягучая ряска. А вот она убегает от тигра, и проваливается в глубокую яму. Снова повезло? Жуткий ливень, смывающий все на своем пути, кажется, сотрет с лица земли и Ларису, которая в отчаянии прощается с жизнью…

— Дмитрий, каким образом вы узнали об этой истории чудесного спасения? — поинтересовалась корреспондент «НР» у Суворова.

— Это была магическая случайность. Однажды ночью мы с женой  увидели телевизионную передачу. В которой рассказывали о людях, родившихся «в рубашке». Выживших после разного рода катастроф было несколько, и все, кстати, женщины. Но меня больше всего впечатлила история Ларисы, отчасти еще и потому, что девушка трое суток, находясь в дремучей тайге, была в сознании и боролась за свою жизнь.

Ну и конечно, в этом случае присутствует ярко выраженная «love story», (а это всегда выигрышно — прим. авт.) Придумывать ничего не пришлось. Между героями действительно была большая любовь.

— Лариса Дмитриевна, в фильме вы слышите голос Володи, который «ведет» вас, поддерживает и подсказывает. А в реальной жизни как было?

— Один раз я увидела его во сне. Он стоял как живой. Что касается фильма и реальности, то сравнивать, наверное, не стоит. Ведь это художественный фильм, и режиссеру необходимо было сделать некоторые вещи более эмоциональными и яркими. Я действительно пробыла в тайге трое суток. Но если в фильме есть эпизоды, когда я находила еду в багаже пассажиров, то на деле этого не было. Питалась подножным кормом. Да, я слышала рык зверей, то ли тигров, то ли медведей. Но близко с ними не сталкивалась. Тигр по замыслу режиссера символизирует смерть.

Мне до сих пор и самой не до конца ясно, как все происходило в реальности. После того, как самолет, развалившись на куски, упал, я пришла в сознание уже на земле. И первым делом увидела своего Володю. Он сидел в кресле рядом со мной, его голова была повернута ко мне, но глаза закрыты. Я вот думаю: если он перед смертью приходил в себя, значит, он видел, что я жива? Или все было совсем не так? Даже бутылка лимонада, из которой мы пили в полете, оказалась рядом.

Крушение

Сцена гибели самолета – одна из самых запоминающихся. Наверное, впервые в российском кинематографе авиакатастрофа показана столь реалистично и выпукло.

Пылающие части самолета ухают в бездну, из которой нет спасения.

Дмитрий Суворов признался, что ради этой ключевой сцены один самолет был куплен (самолет еле-еле отыскали в Ижевске), а один – построен. Причем, самым сложным моментом была не покупка самолета, а доставка его в тайгу. Сцену снимали 11 дней, а подготовка к съемке шла два месяца. Проблема была еще и в том, что купленный самолет хоть и заводился, но не хотел взлетать.

Жизнь и судьба выжившей

Что касается Ларисы Савицкой, то после волшебного спасения ей пришлось нелегко. Она получила сильнейшие травмы позвоночника, из-за которых не могла какое-то время ни учиться, ни работать. Боли были жуткими. Обратившись к врачам по поводу инвалидности, 20-летняя женщина получила отказ. Эскулапы заявили, что у пациентки множество увечий, но все они – мелкие, а вот для инвалидности «лучше», когда увечье одно, но значительное.

Кстати, за то, что выжила в катастрофе, Лариса получила компенсацию от государства в … 75 рублей. За это Савицкая попала в книгу рекордов Гиннеса как обладательница самой мизерной выплаты после авиакатастрофы.

— Лариса Дмитриевна, а вы затаили обиду из-за столь маленькой суммы? — поинтересовались журналисты.

— Да как можно! Какие обиды? Я родилась в «закрытом» военном городе и с детства прекрасно знала, что такое государственная тайна. Я понимала, что произошла фатальная случайность, и в столкновении военного самолета с гражданским обвинять, собственно, некого. Мы были патриотами, считайте,  с пеленок, мы играли в «Зарницу», если кто-то помнит, что это такое! – эмоционально ответила репортерам женщина.-   Да и компенсация эта в 75 рублей тоже была вполне законна. Другой суммы просто не было предусмотрено.

— Что вы главное поняли о жизни и о любви?

— Жизнь есть жизнь, как ни банально звучит эта фраза. Даже когда я в неведении, раненая, бродила по тайге, я замечала необыкновенную красоту и величие природы. И потом, находясь уже дома и занимаясь самыми обыденными вещами, я благодарила судьбу за то, что жива, что у меня есть руки-ноги и я сейчас мою посуду, а не лежу прикованной к постели. А любовь – она есть, и она сильнее смерти.

— В фильме есть сцена, когда вы надеваете на голову пакет и прощаетесь с жизнью. А в реальности такое было?

— Нет, конечно. Пакет надевался, чтоб комары не кусали. Остальное – додумка режиссера, которому надо было изобразить сцену наивысшего отчаяния.

— После катастрофы вы летали самолетами?

— Да, буквально через год я полетела в Сочи на встречу к своему родному отцу, которого обрела, так получилось, уже во взрослом возрасте.

— В вашей жизни случались еще чудеса?

— Это рождение сына. Его я родила для себя, без мужа. Но то, что мне удалось выносить и родить ребенка с моими травмами, — настоящий подарок судьбы.

— А еще один подарок – это ваш второй муж? То, что пишут в интернете, правда?

— Так и есть, вот он мой человек, тоже был на показе, — Лариса Дмитриевна обращает внимание журналистов на мужчину, сидящего в центре зрительного зала. —  С Тимофеем мы познакомились уже в достаточно взрослом возрасте, когда я нашла возможность учиться и выбрала специальность стрессопсихолога.

 Будущий муж Савицкой занимался психофизиологией и помогал Ларисе разобраться в тонкостях науки. Они переписывались несколько месяцев в рабочем чате, а потом поняли, что не могут жить друг без друга. Сейчас супруги открыли собственную фирму и продают полиграфы.

Кино и реальность

Полиграфы  сыграли важную  роль в создании фильма.

—  С  помощью этой техники выбирались самые эмоциональные воспоминания Ларисы, их и использовали в сценарии, — поделился режиссер, который готовил свое «детище» к премьере 4 года. За это время случилось много всего, в том числе и большие перемены в жизни самого кинематографа. —  Российской киноиндустрии сейчас очень тяжело, — откровенно признался Дмитрий.-  Америка и  Европа выпускают фильмы на английском языке, и поэтому у них автоматически больше рынок.  Наш российский рынок узок, приходится снимать недорогие бюджетные фильмы, отсюда качество их страдает. Фильм «Одна» обошелся в 250 миллионов рублей. 30 миллионов выделил Минкульт, приняли участие и частные инвесторы. Изначально в прокат нас должна была выпускать компания «Sony», но  в связи с известными событиями фильм мы запустили с нашими российскими прокатчиками.

— О чем надо снимать сегодня кино?

— Надо говорить о человеческих вещах: любви, семье, работе, чтобы люди не теряли свое лицо в этом мире, где много злости и ненависти вокруг, — уверен режиссер фильма-катастрофы.

— Лариса Дмитриевна, а что бы вы, рожденная, можно сказать, дважды сказали бы современным нытикам?

— Поныть можно. Но недолго!

На этой оптимистической ноте и завершилась пресс-конференция, посвященная фильму «Одна».