Сейчас горожане время от времени пишут жалобы в газету на водителей фур, которые убивают наши дороги. Примерно также во времена Черноморской губернии жаловались на извозчиков.

Сейчас больше всего страдают дороги «той стороны», а век назад – современная центральная улица Карла Маркса, которая называлась Воронцовской. Эту улицу ремонтировали, но, судя по всему, не очень соблюдая технологии.  Так вот, конные экипажи нарушали дорожное полотно – после них образовывались ухабы и рытвины.  Особенной угрозой были тяжелые экипажи, груженные вином и рыбой. Все как сейчас!

Пример тому, —  публикации в газете «Черноморское побережье» № 374 от 21.04.1903 года, напомнили в Новороссийском историческом музее-заповеднике.

 «При замощении Воронцовской (сейчас улица Карла Маркса – прим. автора) улицы, по нашему мнению, допускается некоторое техническое упущение. После нивелировки улицы по полотну ея производилось конное движение, благодаря которому образовывались рытвины и выбоины. Теперь, при замощении, места с нарушенным полотном не затрамбовываются плотно, засыпаются щебнем и сверху кладется на песочной постели мостовая. После открытия движения по мостовой нужно ожидать, что тяжелыми экипажами, в особенности, фурами с вином, рыбою и т.п. грузами, идущими по Воронцовской улице к гавани, на местах выбоин мостовая скоро даст осадку. Необходимо мостовой комиссии теперь же обратить на это обстоятельство внимание и ввести утрамбование ухабов и рытвин, так как этим можно предупредить дефекты мощения и на Раевской улице».

 Если переписать все это более современным языком, хоть сейчас ставь ее в «Новороссийский рабочий», согласны?