Напитался ароматами и вдохновением

Каждый день турист накручивал педали на 150-190 километров! Время, за которое он преодолел маршрут из Архангельска в Новороссийск, от Белого моря до Чёрного, чуть больше месяца. Аксёнов построил маршрут не по прямой, а с множеством отклонений в те места, куда хотел попасть.

Товарищи Владимира по туристическому чату, затаив дыхание, следили за увлекательным путешествием коллеги. Несмотря на обилие впечатлений и занятость, Владимир успевал каждый вечер «обозначиться» то фотографией, то коротким сообщением.

– Шутка ли, Володя, по архангельским дорогам медведи ходят, – волновались туристы.– Тебе там Топтыгин не встретился?

– Не встретился, но, считай, шёл за мной по пятам. Потому что, как только я уехал, появились сообщения о том, что прямо на трассу вышел мишка. Я же, конечно, устраиваясь на ночёвку в лесах, опасался вторжения косолапого. Для того, чтоб его встретить во всеоружии, друг дал мне дудку (медведя можно отпугнуть резким звуком) и перцовый баллончик, который вреда животному не нанесёт, но дезориентирует его на время, и тогда можно сбежать. Однажды лежу в палатке, уже начал дремать, вдруг слышу: «Ба-бабах!» Ну, думаю, точно медведь в палатку ломится. Оказалось, ветром шкивануло на моё временное жилище мой же собственный велосипед, – Владимир Анатольевич любовно поглаживает по колесу своего «железного друга». Мы находимся в гостях у Аксёнова, где он не торопясь приводит технику в порядок после долгого-долгого пробега.– Сколько с ним мы пережили всего! И вот удивительно: по такой гравийке приходилось ехать, а шины целые, ни разу с колёсами проблем не было, только подкачивать приходилось.

Свой веловояж Аксёнов задумал давно. Несколько лет назад художник, который раньше с удовольствием ходил пешком в горы, увлёкся велосипедными путешествиями.

– Сначала поколесил вдоволь по Крыму, – рассказывает он. – И удивился. Когда на машине едешь, многое проносится, словно размытый акварелью пейзаж. Когда поехал на велосипеде, только и делал, что поражался: почему этого я не видел? А этого? Хотелось на каждой полянке, на каждом пригорке останавливаться. А этим летом решился на длинное расстояние. Добрался до Архангельска на поезде, там у меня друг живёт. Когда-то на Эльбрус вместе ходили. Он помог мне снарядиться, дал советы, снабдил спреем от комарья, очень, кстати, эффективным. Медведя я в общем не встретил, а вот лося видел очень близко. Надолго запомнил его приветливо-удивлённую мордаху.

– Владимир Анатольевич,  сколько вам пришлось везти груза?

– Палатка, коврик, четыре газовых баллона, вода питьевая, я приноровился протянуть к бутылке трубочку и таким образом утолять жажду на ходу,  чтобы не отвлекаться. Ещё были запасы провизии, довольно скромные: каши, которые кипятком завариваются, тушёнка.

– Вы проехали Архангельскую область, полюбовались на красоты русского севера, посетили старинные монастыри, в Вологодской области побывали, в Ленинградской, в Санкт-Петербург заехали, в Белоруссии были. Во сколько обошлось такое путешествие?

– Потратил около 20 тысяч рублей всего, включая билет на поезд. Я изначально планировал бюджетный вариант путешествия. Повезло, что по пути встречались добрые люди. На Руси к путешествующим особое отношение. Часто на ночлег устраивался возле людских жилищ. Общались вдосталь с местными мальчишками-велосипедистами, взрослые угощали от души местными деликатесами: вареньем, тушёнкой.

Ещё очень выгодно оказалось набирать питьевую воду в местных речках. Сначала я этого опасался, а потом жители сказали, что всю жизнь воду не покупают, черпают из реки. На севере речки красные, это меня настораживало, а потом добрые люди разъяснили: это от торфа. А он как природный фильтр. И я перестал бояться этой воды. Когда в ёмкость набираешь, она уже не красная, а цвета шампанского.

А в Белоруссии я увидел питьевые колонки. Верите, я их со времён своего детства не встречал. И они действующие! Сколько хочешь воды можно набирать! Конечно, пока по северным широтам ехал, пить особо не хотелось, а вот подъезжая к Новороссийску, пять литров за день, наверное, выдул, а то и шесть. Уже жарковато становилось.

– Как проходил ваш «рабочий день»?

– Выезжать старался в 6 утра, чтобы основной километраж «сделать» до 12 часов дня, потом ещё немного ехал и к часу дня уже начинал подыскивать красивое местечко для обеда и отдыха. В общем, устраивал себе «днёвочку». Отдыхал часов до 16, потом снова выдвигался в путь и потом уже выбирал место для ночлега: либо в лесу, либо в деревушке какой. Укладывался спать рано, хотя иногда деревенские жители ой как хотели поговорить и посидеть за чашкой чая. В лесу бывало такое, что спать мешали птицы. На севере же белые ночи, вот и не могли никак пернатые угомониться.

В Питере пробыл несколько дней. У меня там живёт сестра, вот и погостил у неё немного. Правда, именно в Питере я заблудился, да так, что пришлось сестру с мужем на машине вызывать.

– А как же навигатор?

– У меня  в телефоне их несколько, но ни один не указал правильный путь. Сестра не так давно переехала на улицу Горохова и забыла мне сказать, что в Питере таких аж три! В северной столице я ходил по музеям, галереям, храмы посетил.

– Заряд вдохновения получили?

– Ещё какой! Сейчас много времени провожу в мастерской, пишу картины.

– Что вас больше всего потрясло в путешествии?

– Запахи. Они сопровождали меня всё путешествие и были просто необыкновенные! Черёмуха цветущая, сирень, липа! Я буквально напитывался этим вкусным воздухом.

И, конечно, потрясло само путешествие. Это ни с чем не сравнимый кайф. Укладываясь спать, я предвкушал, как наутро снова буду крутить педали, сколько всего нового меня ждёт. Я сейчас своим молодым соратникам из велоклуба внушаю, что надо ездить, ездить везде. Да, занятость, работа, это всё понятно. Но бывают же и выходные. И отпуск бывает.

Велосипед как фотомодель

– Вы делали в пути какие-то наброски, зарисовки для будущих картин?

– Нет, все эти картины в моей памяти. Фотографии, да, делал, но немного. В основном фотографировал свой велосипед на фоне природы.

– Владимир Анатольевич, даже на машине проделать такой огромный путь непросто. А каково на трассе, где полно большегрузов, велосипедисту?

– Больше всего мне понравилось ехать по платным участкам трасс, вот М-4 «Дон», например. Там есть несколько метров, отбитых разметкой, где мне спокойно можно было двигаться, ничего и никого не опасаясь. И я не мешал никому, и мне комфортно. Даже останавливаться не хотелось, да и для этого там условий особо нет. При этом для двухколёсного транспорта дорога бесплатная.

В районе Мирного, Плесецка вообще можно ехать-ехать и никого за много часов не встретить.

На обычных дорогах сложнее. Большегрузы и правда – большая проблема. У меня есть зеркало заднего вида. Если замечал позади тонар, пользовался хитростью: начинал слегка вилять, будто меня шкивает на дороге. Это чтобы водитель грузовика держался подальше. На дороге ведь буквально может «затянуть» под большегруз, особенно если ты оказываешься между сцепкой, где прикрепляется прицеп. Там такие завихрения, что просто сложно удержаться.

– А что на вас было из защитной амуниции?

— Конечно, на мне был шлем, но в этом путешествии он треснул, я даже сам не заметил когда. Пришлось чинить. В целом, считаю, мне грех жаловаться, путешествие удалось, обошлось без происшествий. На запчасти за всю дорогу от силы две тысячи рублей потратил.

– Как вы обходились без благ цивилизации?

– Легко! Один-единственный раз я в Каргополе остановился в придорожном отеле. Разлёгся по-барски отдыхать на постели, принял душ. В остальном же обходился минимальными удобствами. Перед Новороссийском оброс щетиной так, что жена, которой я прислал фото, заявила: «Таким тебя домой не пущу!», – смеётся собеседник.

– Вы измеряли в пути давление?

– Да что ж, мне ещё и тонометр на себе везти? Когда у меня давление повышается, я и сам это чувствую и стараюсь передохнуть подольше, поспать.

– Что вы посоветуете тем, кто захочет повторить ваш путь?

— Без подготовки в такое путешествие пускаться нельзя. Уж насколько я человек тренированный, но однажды правое колено разболелось. Стал его «жалеть», больше напрягать левое, потом и его пришлось мазать специальной мазью. Конечно, велосипед должен быть в порядке. Я, например, своим доволен. Но сейчас задумал собрать другой, который более подходит для подобных путешествий.

– Над какой картиной сейчас работаете?

– Пишу портрет Григория Распутина, его мне заказали для «Старого парка». После велопробега работается хорошо, но Распутин из-под моей кисти выходит грозный, впрочем, так и должно быть.