А все в курсе проводимой работы?
Самыми активными участниками обсуждения стали депутаты городской Думы. Депутат ЗСК Михаил Ковалюк даже заметил: видно, что они не в курсе проводимой разработчиками из Санкт-Петербурга работы, а надо бы их подключить к проекту, ведь эти люди хорошо знают городские проблемы, у них наверняка есть и информация, и идеи.
Так же считает и депутат Сергей Сазонов, он призвал сотрудников питерского Научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИПГ):
— Найдите время для встреч с нами, а лучше поживите здесь немного, мы покажем вам город воочию, и тогда, возможно, на что-то вы посмотрите нашими глазами.
Мнения депутатов, похоже, разделяют и многие из тех, кто участвовал в разговоре: складывается ощущение, что пока работа больше похожа на простую фиксацию того, что и так всем давно известно.
Что конкретно волнует новороссийцев
Михаил Ковалюк интересовался планами развития и месторасположением техно- и промышленных парков, обеспечением их инженерной и транспортной инфраструктурой. Да, ответили разработчики, они предусмотрены — как в самом городе, так и за городом: в посёлке Верхнебаканском и станице Раевской, возможности развития инфраструктуры закладываются.
А подвесная канатная дорога как элемент развития туристической сферы будет? Тоже есть в планах, её предлагают протянуть с улицы Кирова (Восточный внутригородской район) к вершинам Маркотхского хребта.
И. о. руководителя департамента промышленной политики Краснодарского края Владимир Мостовой настоятельно рекомендовал не забыть про такой приоритет кубанской экономической политики, как развитие промышленных предприятий Новороссийска, в том числе специализирующихся на судоремонте. Подчеркнул, что нельзя допускать строительства крупных жилых районов рядом с промпредприятиями — это потенциальный конфликт бизнеса и населения. При разработке документа надо учесть планы и возможности инвесторов не только нынешних, но и будущих.
Ликвидировать почву для роста серьёзного социального раздражения предложил депутат городской Думы Сергей Сазонов. Хорошо, что краевая политика сейчас направлена на сохранение особо ценных сельхозземель. Но, считает Сергей Владимирович, её последствия могут обернуться большими имущественными проблемами для десятков семей Новороссийска. Эти люди раньше получили участки под дачи именно на землях, которые теперь признали особо ценными, построили дома, однако теперь не могут зарегистрировать право собственности. Этого не могут сделать и те, кто только подготовил участок под застройку, например, засыпав его строительным мусором.
— Надо считаться с реальностью и признать, что мы навсегда потеряли эти участки земли. Нужно исключить их из списка особо ценных сельскохозяйственных, дать возможность людям узаконить право собственности на них, ввести эти земельные массивы в границы города и установить зону застройки индивидуальными жилыми домами, — считает депутат.
Глава города Андрей Кравченко сказал, что такое решение проблемы поддерживает и муниципалитет. Согласились с Сазоновым и другие выступавшие. Разработчики, как оказалось, тоже не против, но проблему можно решить, только внеся изменения в краевые и городские законодательные акты. А это уже дело депутатов и чиновников.
Куда на этот раз решили перенести автовокзал?
Поддержку Общественного совета получила рекомендация депутата Виктора Озерина ещё раз поразмыслить над месторасположением автовокзала. Да, для многострадального автовокзала в центре города в очередной раз нашли местечко! Напомним, что в разные годы его хотели переместить в район Западного рынка, во Владимировку, в парк Б. Товарищи из Санкт-Петербурга предлагают перенести его в район улицы Судостальской, но наши считают такое решение неверным.
Прозвучала идея рассмотреть возможность реанимации проекта «дорога Гуленко»: бизнесмен (ныне покойный) Александр Гуленко в 90-е годы ХХ века взялся на свои средства проложить объездную автодорогу вокруг Новороссийска по Маркотхскому хребту, но, когда трасса уперлась в карьер цементников, проект заглох. Потому что уперлись цементники, которые сказали, что дорога помешает их производственному циклу.
В Анапу – по берегу моря
Однако разработчики и власти пока ставку делают на дорогу «Цемдолина-Портовая», которую всё никак не начнут строить. Собравшиеся предложили подумать над перспективой прокладки дороги, которая по берегу моря свяжет Мысхако, Южную Озереевку, Утриш и дойдёт до Анапы. Для развития туристической отрасли такая дорога будет полезна. Однако идея, похоже, не находит отклика у проектантов, они предлагают развивать маршруты уже существующие.
Где взять землю под социалку
Депутат Георгий Середин указал на необходимость более глубокой проработки темы обеспеченности города поликлиниками, больницами, станциями скорой помощи. Существующие очень перегружены. И уделить внимание теме развития систем канализации в центральной части города.
Его поддержала коллега Фатма Кашка, она назвала катастрофической прозвучавшие цифры необеспеченности нынешнего Новороссийска школами и детскими садами. По подсчётам питерцев, обеспеченность населения детскими садами у нас составляет всего 45 процентов от необходимого объёма. Выходит, чтобы обеспечить новороссийцев местами в садах, нужны ещё 62 дошкольных учреждения.
Фатма предложила «железно» закрепить в генплане земельные участки под учреждения социальной сферы. Андрей Кравченко пояснил, что да, муниципальной земли под них уже практически нет, однако власть ведёт работу с застройщиками. Результат – они передают городу 11 участков под школы и 6 — под детсады. Общую проблему нехватки земли в городе концепция генплана предлагает разрешать единственным способом: развивать уже застроенные территории.
Не больше 2 тысяч новых новороссийцев в год?
Очень спорной показалась оценка проектировщиков численности населения города на ближайшие 20 лет — 510 тысяч человек. Они считают её оптимальной.
Наверное, с ними согласились бы многие. Теоретически. Но если сейчас Новороссийск насчитывает примерно 470 тысяч человек, последние лет десять нас ежегодно становится больше на 17 тысяч, то как снизить прирост населения до 2 тысяч человек в год?
И как это вяжется с планами активно продолжать застройку города? Вот в Южной Озереевке на 30 гектарах собираются строить многоэтажное жильё для 11-13 тысяч человек. Есть планы на десятках гектаров вести малоэтажное строительство в Натухаевской, Семигорье. И в остальных пригородных населённых пунктах под дома отведены не один и не два гектара.
Как быть с аборигенами?
В связи с этими громадными строительными планами актуально прозвучал призыв эколога Татьяны Трибрат: давайте прежде думать о создании благоприятных условий для тех, кто уже живёт на этих пригородных территориях, а уж потом обеспечивать благами новых новороссийцев, жильё для которых собираются строить, кстати, в том числе на бывших виноградниках.
Она же поинтересовалась, предусмотрена ли установка очистных сооружений на 11 водовыпусках, которые идут в Цемесскую бухту? Её успокоили — да.
Конечно, речь зашла о строительстве грузового терминала на Волочаевском пляже. Битвы бизнеса и жителей вокруг куска берега идут уже не первый год, в концепции проекта генплана эта территория остаётся зоной Т-2 (для развития транспорта), но не в компетенции градостроительного документа дать ответ на вопрос, будет там терминал или нет.
Говорили о перспективах мусорного полигона на горе Щелбе, ведь мусоропереработка уже стала очень важной частью городского коммунального хозяйства. Есть ли планы по расширению полигона? Хватит ли его мощности для города будущего на ближайшие 20 лет? Полагают, что нет. И что делать?
Выступили и те, кто участвовал в разработке первого генплана 20 лет назад. Они, например, предлагают в корне изменить подход к водоснабжению — не тянуть новые трубопроводы, а заняться оборотным водоснабжением (при котором отработанная вода, пройдя очистку, снова возвращается к потребителю) и внедрением локальных очистных сооружений, развивать тригенерацию. И внедрение этих подходов уже заложить в генплан.
Советы не постороннего
Желание членов Общественного совета стать активными участниками работы над документом будущего похвально. Их предложения — не советы постороннего, они понимают, что легковесность здесь может дорого обойтись и нам, и нашим детям.
И знают, конечно, про первые муки властей Краснодара, начавших жить по новому генплану. СМИ пишут, что намечается скандал: городской бюджет может потерять огромные деньги, и виной всему якобы поспешное принятие генплана в 2020-м году. Есть мнение, что не учли в полной мере интересы девелоперов, у которых после принятия документа начались проблемы с разрешением на строительство, и строители уже начали предъявлять муниципалитету финансовые претензии на сотни миллионов рублей. Нам же такой славы не надо?
Депутаты городской Думы уже решили — не надо. Они посчитали представленную концепцию сырой, недоработанной.
— Не примем этот документ, если он будет нарушать права и интересы жителей, — прямо сказал председатель Думы Александр Шаталов на сегодняшнем заседании комитета городской Думы. Думцы решили, что торопиться не следует, а следует поработать в округах, обсудить полученную информацию с избирателями, настаивать на принятии таких градостроительных решений, которые будут отвечать интересам всех групп населения.
Сегодня в Новороссийске произошло жесткое ДТП.
В 2025 году в Новороссийске запланировано благоустройство двух воинских захоронений, сообщил в соцсетях и.о. заместителя…
В Новороссийске специалисты управления по курортам и туризму совместно с сотрудниками отдела экологии прорабатывают и…
Жители ЖК «Парковый» ждут, когда же будет приведена в порядок дорога, которая ведет к их…
«Специалист» по кражам двухколесного транспорта пойдет под суд в Новороссийске.
В Новороссийске открывается «Исторический клуб Сергея Новикова».