Первые дела, за которые взялся Фонд, – поддержка активных жителей, которые стремились сделать свой дом-подъезд-улицу красивыми и благоустроенными, покупка оборудования в отделение больницы для пожилых селян, праздник по поводу открытия памятного знака Героям соцтруда совхоза и завода, которых знают и помнят в Абрау-Дюрсо. Вполне себе будничные дела из обстоятельного списка «Что нужно сделать в этом году». И тут – началось. Мне кажется, именно пандемия коронавируса стала настоящим «боевым крещением» для Фонда, его учредителей и самой идеи. Об этом, о планах развития Фонда и последних новостях из жизни Абрау-Дюрсо – наш разговор с Борисом Титовым — учредителем Фонда и совладельцем ГК «Абрау-Дюрсо».
– Практически все градообразующие предприятия Новороссийска давно избавились от «непрофильных активов», отказались вкладывать деньги в то, что обычно называют «социалкой», – в подшефные школы, учреждения культуры, больницы и т.д. Сегодня все в очередной раз оптимизируют расходы. А фонд развития Абрау-Дюрсо только на 2022 год запланировал расходы на социальные проекты в размере 41 миллиона рублей. Почему, Борис Юрьевич, вы считаете нужным придерживаться именно такой позиции?
– Наша задача очень простая – чтобы каждый житель Абрау-Дюрсо чувствовал свою причастность к тому, что происходит в селе, к тому, как оно развивается, как развивается завод. В Абрау-Дюрсо приезжает всё больше туристов, село меняется, растёт, а люди как бы в стороне от этих процессов, не видят, как можно в них участвовать, чтобы улучшить и свою жизнь.
Каждый человек, который живёт в Абрау-Дюрсо, должен быть сопричастным к изменениям и процессам развития. Не все согласны с этой мыслью. Есть те, которым многое не нравится, кто хочет индивидуально развивать только своё, супротив, как говорят. Но это не наши противники, ни в коем случае. Мы уважаем другую точку зрения и будем пытаться находить решения, которые устроят всех и принесут пользу селу.
Да, Фонд оказывает помощь по многим направлениям: помогаем нуждающимся семьям, чиним дороги, поддерживаем детские спортивные команды и коллективы и так далее. Но важнейшим во всём этом для нас является причастность к общему делу, понимание того, что всё это мы можем делать благодаря работе завода. Это – наш общий якорь!
Продукция у нас не металлургическая, она вкусная, она с уникальной историей, и мы хотим, чтобы как можно больше наших земляков это понимали. Поэтому так важна профессиональная ориентация наших подростков. А для выпускников – выдача направлений на целевое обучение в средние специальные и высшие учебные заведения и выплата дополнительных стипендий. По этой программе каждый молодой житель Абрау-Дюрсо вправе выбрать себе профессию, которая сегодня востребована у нас: виноградарство, виноделие, сфера гостеприимства, – и получить на обучение средства от Фонда. Не сразу пошла эта программа, но сейчас всё больше родителей и детей ею интересуются. Ведь мы хотим, чтобы Абрау-Дюрсо было не только производителем игристого вина и других напитков, в том числе и безалкогольных, но ещё и очень гостеприимным местом.
– Борис Юрьевич, зачем нужен был специальный фонд развития, если ЗАО «Абрау-Дюрсо» и раньше, традиционно и довольно масштабно, помогало в решении проблем жителей села, поддерживало его инфраструктуру и т. д? Кроме того, уже много лет является одним из самых крупных налогоплательщиков в городской бюджет…
– А чтобы люди чувствовали, что на все эти программы есть определённые средства, они уже есть, и это не помощь от случая к случаю. И они не пойдут на развитие производства, а будут потрачены на развитие села. Кроме того, часть этих средств перейдёт в непосредственное управление жителей, которые сами примут решение, на что их потратить в первую очередь, а что может подождать.
– Речь идёт о ТОСах, которые стали юридическими лицами со своим бюджетом?
– Да, их уже три. У них есть бюджеты, которые направляются на инфраструктурные проекты — дороги, освещение, детские площадки. ТОСы защищают свои проекты, тут всё по-настоящему, и реализуют их.
– В таком случае, связаны ли как-то пополнение и расходы Фонда с финансовыми показателями ЗАО «Абрау-Дюрсо»?
– Это не какой-то определённый процент от доходов завода, хотя мы считаем, что должна быть такая зависимость. Потому что у компании серьёзные расходы. Вы знаете, мы основательно вложились в покупку виноградников, взяли крупные кредиты. И это было самое лучшее решение, которое мы приняли.
То, что мы обзавелись дополнительными виноградниками, позволило сохранить нам стабильность. Сегодня мы никак не зависим от импорта и кризис проходим относительно легко. Поэтому надеюсь, что у нас получится ещё увеличить средства, которые направляются в Фонд. Ведь планы на 2022 год мы уже практически выполнили.
Пока мы сумму пополнения Фонда определяем от потребностей. Приходят заявки на финансирование, и мы стараемся включить их в план.
– Все?
– Не все, а те, которые, считаем, сможем осилить!
– Фонду три с лишним года. Какая самая острая проблема территории, судя по количеству обращений?
– Канализация. Это наша общая большая проблема, на её решение было брошено уже много сил. Нам одним это было не под силу, поэтому мы привлекли помощь государства в лице Ростуризма, «пробили» финансирование, ведутся работы по строительству канализации и очистных сооружений. Всё непросто. Сначала в пандемию подняли цены, сейчас часть импортного оборудования не можем получить, подрядчик ищет замену. Муниципалитет пошёл навстречу, нашёл возможность увеличить бюджет проекта. Задержки есть, но планы остаются прежними – закончить всё к концу этого года.
– Вернёмся немного назад. В 2020 году Фонд начал присылать в город маски, аппараты ИВЛ, расходники, когда в Новороссийске регистрировали ещё единицы заболевших ковидом, но все уже были очень напуганы происходящим. Это, по-моему, была первая такая медицинско-психологическая помощь бизнеса горожанам…
– Конечно, мы помогали и помогаем городской медицине и в пандемию, и в плановом порядке. Кстати, не только новороссийским лечебным учреждениям. Недавно купили медицинское оборудование для военного госпиталя имени Бурденко.
Коронавируса на заводе и в посёлке в первую волну удалось практически избежать. Потом все немножко расслабились, и во вторую-третью волну заболевших было уже больше. Но мы на этот час были хорошо обеспечены и вакциной, и расходниками, масками, санитайзерами.
– На мой взгляд, среди получателей средств Фонда есть две привилегированные категории – дети и старики. Детям – игровые площадки, ремонт и оборудование кабинетов, танцевальные костюмы и спортивная форма, оплата образования, мольберты для рисования в детское отделение местной больницы…
Пожилым – продуктовые наборы к праздникам и бесплатные обеды в карантин, оборудование в геронтологическое отделение той же больницы и квадроцикл супербабушке – фельдшеру из Больших Хуторов… Правильное ощущение?
– Хочется помочь и тем, и этим. У нас есть пожилые люди, которые уже не могут себя обеспечить, а цены-то выросли. И дети нам тоже важны – они должны правильно выбрать свой путь в жизни. Мы считаем, что мир, в котором мы живём, – это одно большое пространство, и последнее дело – городить стены. Надо уметь общаться, знать языки. Поэтому, к примеру, у нас работает английская школа, где часть детей обучается бесплатно за счёт средств Фонда. В этой школе уже есть и небольшая французская часть, всё-таки это же корни Абрау-Дюрсо!
– Как попасть в число получателей помощи Фонда?
– Мы не помогаем никому персонально. Мы не даём денег наличными. Мы помогаем в реализации конкретных программ. Если вы попадаете в одну из наших программ – «Образование», «Благоустройство», «Здравоохранение», «Культура» и так далее (подробно можно посмотреть на сайте Фонда), делайте заявку, и мы её рассмотрим.
Вот мне тренеры детской баскетбольной команды «Звёзды Абрау», муж и жена, при встрече на улице рассказали, что девочкам играть не в чем. Мы купили форму и вообще помогаем команде.
– Как завод переживает санкции?
– Пока чувствуем себя стабильно. Мы не только не уменьшили, но даже немного увеличили объёмы продаж. Всё это произошло благодаря тому, что у нас российский виноград, и мы ничего не покупаем за валюту. В такие ситуации мы уже попадали в предыдущие кризисы, но тогда было тяжелее. Сейчас у нас сырьё с наших собственных виноградников, и мы ни от кого не зависим. Если в этом году нам повезёт с погодой, объёмы ещё увеличим.
– Уход с рынка европейских компаний почувствовали?
– Да, конкуренции на рынке игристого вина стало меньше. Но многие наши зарубежные конкуренты, хоть они и подороже, итальянские производители асти и просекко, к примеру, по-прежнему здесь. Уходят не все. Некоторым дороже доход и прибыль, чем какие-то идеологические эфемерные конструкции.
– Что с проектом реконструкции набережной вдоль озера, которая сильно пострадала от наводнения?
– В связи со срочностью этих работ, ведь из-за поднятия воды части набережной совсем не стало, Законодательное собрание края проголосовало за то, чтобы расходы на необходимые работы внести в бюджет этого года. Реконструкция набережной будет финансироваться из краевого бюджета. Мы надеемся, что конкурсные процедуры пройдут быстро, уже в июле средства поступят к подрядчику и начнутся работы.
– В интервью, Борис Юрьевич, вы часто говорите, что людям нужно дать возможность самореализоваться. У жителей, предпринимателей Абрау-Дюрсо, есть такая возможность?
– Мы открыты в этом смысле. Кстати, у меня есть идея раздать часть наших виноградников мелким фермерам в аренду. Так, чтобы они были заинтересованы выращивать виноград, а мы бы у них его покупали по заранее оговорённой цене. Крупные участки, конечно, выгоднее обрабатывать силами предприятия, а плантацию с каким-нибудь уникальным сортом винограда или на небольшом участке, там, где технике не развернуться, вполне можно отдать фермерам. Предпринимательская инициатива, человеческая заинтересованность в таком случае может дать результат даже больше, чем у крупных хозяйств.
– Это только проект, или вы готовы принимать предложения от фермеров?
– Если кто-то захочет, приходите, мы будем рассматривать варианты. И, конечно, будем помогать техникой, если нужно. Я считаю, что это очень правильный путь. Если брать мировую практику, то у того же Моэт Шандона меньшая часть собственных виноградников, всё остальное он покупает у фермеров, у которых есть виноградники, но нет виноделия.
– Будут ли в этом году в Абрау-Дюрсо какие-то масштабные праздники?
– В условиях закрытых аэропортов добраться до нас непросто, да и время сейчас не самое лучшее для увеселений. В начале июня должен был пройти фестиваль «Абрау-йога», мы его перенесли. На 4 августа запланировано мероприятие в честь «Дня рождения шампанского», пока не отменяем, надеемся, сможем его отпраздновать.
– Тут очень кстати будет два слова о новой продукции.
– Про «не винные» напитки говорить пока не могу, но скоро на подходе очень интересная новинка. Про игристое. Возвращаемся к линейке «Удельное ведомство». Каждое из наших хозяйств начинает выпускать своё вино из того винограда, который выращивает и которым гордится. Выпустили джин «7 трав», но открою секрет, там не семь, а более десяти трав.
– Вряд ли скоро «Абрау-Дюрсо» сможет, как прежде, представлять и новую, и уже зарекомендовавшую себя продукцию на международных профессиональных конкурсах. Не заменят ли западных восточные партнёры?
– Они «безвинные». Китай – единственная страна в Азии, которая имеет перспективы для виноделия и пытается его развивать. Но, конечно, такого уровня, как в Европе, ни здесь, ни в Латинской Америке нет. Соответственно, и о конкурсах международного уровня говорить пока нельзя. Надеемся, что разум возобладает, мы восстановим все свои связи, отправим на конкурсы свою продукцию и привезём новые Гран-при!
Реклама. 12+