У  иностранцев всё это было. А вот товарно-денежные отношения с ними были под строжайшим запретом. А как хотелось ходить в яркой красивой одежде, и слушать ту же музыку, что и твои сверстники по всему миру! И тогда свободную нишу заняли фарцовщики.

Новороссийск в годы СССР жил немного в другой реальности. Еще бы: морской порт, иностранцы, магазин «Альбатрос» и, конечно же, толкучка. На ней можно было купить, хоть и дорого, недоступные простым смертным фирменные джинсы, жвачку, сигареты «Мальборо» с ковбоем на пачке, настоящие французские духи, красивое нижнее бельё, словом, всё то, чего в обычных магазинах отродясь не водилось.

Основных «злачных мест» по подпольной торговле в городе было аж три – туалет на Центральном рынке, беседка в парковой аллее и Мефодиевский рынок.

Негласный прейскурант цен на товары фарцы был болезненным для покупателей. К примеру, красивый пакет с фотографией или фирменным лейблом стоил 5 рублей, майка с Элвисом Пресли – 10-15, джинсы Wrangler или Levis – от 180 до 250 рублей. Продолжаем: кроссовки – 80, японские часы «Ориент» — 250, очки «Рейбан» — 25, сигареты – 3-5 рублей, многоцветные шариковые ручки, очень модные в то время, стоили 50 рублей. Любая покупка чего-либо била по карману. Но понты были дороже. К слову, средняя зарплата советского человека составляла 100 рублей.

Фарцовщиков осуждали. С идеологической точки зрения продажа буржуазных шмоток советским людям считалась предательством родины. С ними боролись. Много лет в Новороссийске работал комсомольский оперштаб, его активисты выходили в рейды по поимке спекулянтов. Чаще всего в их сети попадались «морЯчки», пытавшиеся сбыть товар, привезённый их мужьями из рейсов – носки, плавки, бюстгальтеры. Их сразу отправляли в отделение милиции. Правда, было ли хоть одно уголовное наказание новороссийских моряков или членов их семей, — выяснить не удалось.

О том, как в нашем порту проходил в те годы этап проверки нелегального оборота иностранных шмоток – тема отдельная. «Водоплавающие» жители Новороссийска  проявляли прямо-таки чудеса изобретательности. Местные острословы в то время говаривали: «Таможенник, гляди в оба, в порт заходит «Дмитрий Жлоба»!

В 80-е годы ходил анекдот о том, как фарцовщику снится сон – он заходит в ГУМ, все полки завалены «фирмой», а людей – никого! И вот он покупает, покупает, покупает…

Сон стал реальностью, но счастья это не прибавило. В начале 1990-х, с распадом СССР, люди получили возможность самостоятельно выезжать за границу в шоп-туры. И фарцовка стала сходить на нет, и вскоре исчезла вовсе, ведь те же самые вещи стали продаваться на рынках массово.