Лидия КУКЛИНА, пионервожатая школы №16:

— Мне повязали галстук в 1945 году. Тогда галстуком мог быть просто кусочек красной тряпицы. Помню, как мы, юные пионеры, писали письма солдатам на фронт с пожеланиями остаться живыми, вернуться домой. В послевоенные годы субботники проводили каждую неделю, потому что город был разбомблен. И пионеры расчищали город от завалов. Что для меня пионерская организация? Это вся наша жизнь, жизнь обычной советской детворы. Мы иначе, вне пионерии, себя и не представляли. Я бы сказала, что пионерия – это наш бог.

Людмила КУЗНЕЦОВА, режиссер театра юного зрителя «Альбатрос»:

— Запомнилось соревнованиями по сбору макулатуры и металлолома. Помню, как мы лазили по помойкам и тащили на школьный двор все, что находили, например, металлическую сетку от кровати, чайники, вилки и ложки из дома. Потом родители вывели нас чистую воду, узнав, куда делись изделия из металла. За активную пионерскую работу нас награждали грамотами и медалями. И это было здорово и интересно! А еще мы собирали макулатуру, вплоть до талонов на транспорт. Помню, как с подругой получили в обмен на макулатуру собрание сочинений Джона Голсуорси. И это было счастье!

Николай КУЗЬМЕНКО, режиссер, ведущий мероприятий:

— Меня принимал в пионеры в 1974 году сам Владимир Кайда. И лично он повязывал галстук. А фотография была опубликована в «Новороссийском рабочем». И я помню об этом всю свою жизнь! Ну, вы знаете, кем для новороссийцев был Кайда. Герой войны, человек-легенда. Мы очень готовились к встрече с этим великим человеком. Потом, когда он уже не мог ходить, мы с гордостью взяли шефство над ветераном. Ну и, конечно, не могу не вспомнить с искренним удовольствием пионерские лагеря, куда я ездил сразу на 2-3 потока, где я всегда был командиром отряда. А пионерский лагерь – это всегда отличная школа жизни: первый поцелуй, первая сигарета и первые факты мелкого хулиганства. Правда, когда мы хулиганили, всегда снимали алые галстуки. 

Валентина ФЕДОТОВА, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук:

— Пионерские годы — это самые счастливые годы моей жизни! Что говорить, мы все в СССР жили по-другому. Пионерия научила нас дружить, не утрачивать чувство собственного достоинства, жить в коллективе, беззаветно любить родину. И мы передали эти чувства и навыки своим детям. Я более 30 лет отработала в Новороссийском дворце пионеров и школьников, а это большая школа жизни. Я думаю, что я свою миссию выполнила. Я воспитала хороших людей, которые принесут пользу нашему обществу.

Тамара ЮРИНА, историк:

— Запомнила, как меня принимали в пионеры. Не совсем традиционно. Я переехала в Новороссийск, пошла в школу №3, и нас, третьеклассников, почему-то стали спешно готовить к вступлению в пионерную организацию. 12 октября 1966 года, раньше обычного на полгода, повязали галстук. Потом я узнала, что нас таким образом готовили к встрече члена политбюро Кириленко, который прибыл из Москвы вручать Новороссийску орден Великой Отечественной войны первой степени. А наш класс участвовал в этом мероприятии-приветствии. Так я оказалась в центре исторических событий, значимых для нашего города, и запомнила это на всю жизнь.