«18 октября 2021 года исполнилось 80 лет, как нам с мамой вручили эвакуационное удостоверение на выезд из Рязани (где мы тогда жили), так как участились воздушные налёты немецкой авиации, вызывавшие у мирных жителей страх и ужас. Помню, как погрузили нас на теплоход, и по реке Оке мы, спасаясь от жутких бомбёжек, плыли до города Горького. Судя по удостоверению (оно хранится у меня до сих пор), на теплоходе мы находились где-то с десяток дней: первая отметка о выдаче продовольственного пайка значится 28.10.1941 года.

В эвакопункте Горького мы были до 19 ноября, после чего нас перевезли на железнодорожный вокзал. Там мы и ожидали поезда на наше направление, а ехали мы от войны к бабушке, в Кировскую область. Дня через 3-4 уже собирались нас отправить к месту назначения, но началась воздушная тревога, нам пришлось опять пережить этот ужас, сидя в подвале вокзала. Потом от взрослых я узнала, что бомбы попали и в Горьковский автозавод.

И вот через два дня, наконец, подали долгожданный состав, это были грузовые вагоны. Погрузка уже подходила к концу – и тут вновь фашистский налёт. В срочном порядке наш состав отправили с вокзала. Когда проезжали через мост, в отодвинутую мужчинами дверь мы увидели в небе самолёт в свете прожекторов. Было очень страшно…

Но наш путь завершился благополучно. В начале декабря 1941 года мы уже были у бабушки. Устроились. И я, чтобы не сидеть без дела, пошла в конце декабря в школу вольнослушателем. Так что в первом классе я училась в общей сложности полтора года: с нового учебного года я вновь поступила в 1 класс, где мне уже как ученице ставили оценки. Школа находилась в посёлке – это 3,5 км пути от нас, и 5 лет я преодолевала эти километры к знаниям. Но главным было то, что над головой не летали с жутким рёвом вражеские самолёты, не нужно было бояться бомбёжки. Была мирная жизнь вокруг и надежда на то, что она скоро воцарится повсюду.

София Яковлевна, в Новороссийске с 1961 года».