Водитель такси был спортсменом, не приемлющим алкоголь и курение. Как же так?

Вспомнил этот почти что детективный сюжет ветеран МВД Борис Помыкин.

С нашим собеседником мы пообщались накануне праздника — Дня ветеранов МВД. Борис Николаевич – председатель ветеранской организации УМВД РФ по г.Новороссийску и председатель Новороссийской городской общественной организации ветеранов правоохранительных органов. Свою службу начинал в 1972 году с рядового инспектора дорожного надзора, а завершил – в должности заместителя начальника Отдела ГАИ – начальника РЭО (регистрационно-экзаменационного отделения) ГАИ в Анапе.

Опытного сотрудника ведущая рубрики «Встречная полоса» попросила вспомнить самые резонансные ДТП прошлых лет.

— Авария в поселке Горном, когда водитель такси не справился с управлением на извилистой трассе и вылетел на встречную полосу, вызвала огромный общественный резонанс. Город буквально гудел. А когда люди узнали, кто находился за рулем машины с «шашечками», то и вовсе хватались за голову. В прошлом – игрок нашей футбольной команды, из-за травмы ноги оставивший спортивную карьеру, подался в таксисты и очень хорошо зарекомендовал себя в автоколонне «1490». Мужчина дисциплинированный, ответственный, не лихач. За безаварийную работу ему только-только выделили на предприятии новенькую «Волгу» — «ГАЗ 2410». И тут – эта ужасная авария с пострадавшими.

Мы, сотрудники госавтоинспекции, нередко проводили инструктажи в автоколонне. И этого водителя я очень хорошо знал. И вот – словно напасть какая случилась. В беседе со мной таксист сам признался: на него словно наваждение нашло, он не помнит, как оказался на встречке, куда выкручивал руль. «Словно в тумане была голова», — хватался за затылок мужчина. И что вы думаете? Как выяснило следствие, таксист вез четверых пассажиров. Двое из них недавно вышли на свободу из мест не столь отдаленных. В дороге они что-то курили. И эксперты-криминалисты обнаружили, обследуя следы в салоне: это был наркотик!

— Борис Николаевич, у нас прямо детектив получается… Значит, водителя оправдали?

-Нет, был суд, ему дали реальный срок заключения. То, что его «обкурили» наркотиком, стало лишь деталью, дополнившей картину аварии, сопутствующим фактором. А ответственность за себя и жизнь пассажиров несет водитель. Но такой случай в моей практике запомнился.

— А какие еще были интересные моменты службы?

— Их очень много. В те годы нас, сотрудников дорожного надзора, было всего 11 человек. Такого количества транспорта, как сейчас, конечно, не наблюдалось. Мне за время службы удалось познакомиться со многими знаменитостями. Когда в Новороссийске снимался фильм «Цемент», лично общался с Людмилой Зайцевой и Арменом Джигарханяном. Джигарханяна я даже пригласил на борщ к себе домой в Гайдук. И он не отказался!

Однажды останавливаю нарушителя, выезжающего с поворота из ресторана «Хижина Лесника». Он извиняется искренне так. Присматриваюсь: а лицо-то знакомое! Оказалось, это известный космонавт Валерий Быковский. С тех пор мы подружились, перезванивались, не раз встречались. Знаменитые личности тогда были очень просты в общении, не чурались простого народа.

Была у меня встреча с еще одним космонавтом, правда, повод был более печальным. Мужчина попал в аварию на Волчьих воротах – сорвался в обрыв с обочины.  Ехал на машине с сынишкой из Абинска, где жил его отец, в Адлер – встречать жену в аэропорту. После я его навещал в больнице: он сказал, что после отпуска должен был готовиться к полету, но эта авария поставила точку в его планах, здоровье подорвалось. И злосчастный «полет» в обрыв стал последним в его карьере космонавта.

— Борис Николаевич, а какое происшествие запечатлелось в памяти ярче всего?

— В сентябре 1973 года, помню, весь день был тихий, спокойный, как затишье перед бурей. И точно! Вечером сообщают: в Дюрсо в обрыв с 11 метров рухнул автобус. Погибших — 10 человек. Автобус столкнулся с автомобилем «Победа», который ехал навстречу. Зрелище было жуткое, с дороги в обрыв аж страшно смотреть: от автобуса остался один остов – «скелет». Такие события не забываются.

— И несмотря на годы, аварийные участки, получается, одни и те же: Горный, Волчьи Ворота, Абрау? Вы верите, что есть так называемые фатальные места?

— Нет. Практика показывает, что во всем виновен человеческий фактор: невнимательность, лихачество, хамство на дороге т.д. Да, конечно, особенность рельефа, горную местность, узкую дорогу, — все надо учитывать, вовремя сбавлять скорость, двигаться осторожно, особенно, если асфальт мокрый или скользкий.

— Вы сами ездите за рулем?

— Езжу, и правила движения освежаю в памяти постоянно, просматриваю все новшества. Я еще и плюс ко всему член аттестационной комиссии в нашем Управлении внутренних дел. Общаюсь с теми, кто хочет служить в полиции.

— Что вы советуете молодым?

— В любой ситуации оставаться человеком. Мне за свою службу не стыдно. В свое время направил меня в милицию по комсомольской путевке мой трудовой коллектив, я служил на флоте, мечтал продолжать в том же духе, да еще изучить английский язык в совершенстве. Но судьба по-другому распорядилась.

Вот, казалось бы, сколько мы таксистов наказывали за нарушения. И «дырки» в талоне предупреждения кололи (были такие талоны: три прокола – и у водителя забирали права). Но всегда я старался по-человечески вникнуть в любую ситуацию. И когда встречают меня на улице бывшие таксисты, радуются, как родному: «Помыкин, ты?» И обнимают, и руку жмут.

Сегодня движение в городе, несмотря на его интенсивность, намного лучше: светофоров больше, машины у всех хорошие, дороги делают, в том числе и по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Главное, правила соблюдать, не лихачить, опять же по-человечески относиться к другим участникам движения.