А помнят это дети войны, в основном, несколько бабушек. Бабушки они сейчас. 80 лет назад они были девочками, и они целый страшный год жили в оккупации. Всё то, что помнят женщины, надо обязательно сохранить в памяти сегодняшних станичников, в памяти всех новороссийцев, и всех, кто не хочет повторения войны. Так считает учитель кубановедения школы № 24 Наталья Сытник. Так считают её ученики. Сегодня, 19 апреля, в День единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершённых нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, эти свидетельства особенно ценны.
Наталья Григорьевна вместе со своими учениками обязательно обойдёт бабушек, свидетелей тех страшных событий, живущих в Раевской. Школьники выслушают всех, будут записывать, что они говорят. Это большая работа. Неизвестно, когда она будет закончена. А пока старшеклассники Глеб Демченко, Артем Гарбузов, Илья Романченко для участия во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Без срока давности» подготовили небольшой документальный фильм. Участвовать хотели многие ребята, но команда по условиям конкурса была ограничена тремя школьниками. Поэтому в съёмках заняты были те, кто может собирать нужный материал, работать с камерой, монтировать видео, держаться в кадре. При подготовке проекта очень помогли документы школьного музея, архивные записи.
— Ребята практически все делали сами, — рассказала учитель кубановедения Наталья Сытник. – Они самостоятельно продумали композицию, оформление. Съёмки некоторое время откладывали, потому что стояла плохая погода. Не получилось взять интервью у одной из бабушек, с которой очень хотели встретиться члены нашей съёмочной группы – женщина не очень хорошо себя чувствует. Это огорчило наших школьников. Старшеклассники переживали, что не весь отснятый материал вошел в видеоролик – за кадром осталась часть материалов с воспоминаниями. Ведь надо было уложиться в отведённые десять минут. Но то, что получилось, очень впечатлило. Мы подумали, какие же настоящие у нас ученики!
В кадре Евдокия Подлесная и Екатерина Турбаева вспоминали, как фашисты заставляли местных чистить себе ботинки. Если им не нравилось, то били этими ботинками. Бабушка Нина Башкатова помнит, как трактором выкопали ров. Согнали туда жителей и расстреляли. Такая участь ждала и её семью. Но их накануне ночью предупредил об этом румынский солдат, пожалел станичников, и тот, кто узнал, успел скрыться. Но сколько народу осталось в этих расстрельных рвах!
Расстреляли фашисты семнадцать раевских подростков, которые помогали партизанам. Скорее всего, они были ровесниками ребят, снимавших фильм. Один из мальчишек, помогавший партизанам, — Павел Шкарупа, выжил и ночью смог добраться домой. Пока немцы были в станице, родители прятали его в землянке.
Расстрельная яма была за станицей. Уже после войны жители собрали в них десять гробов костей. По остаткам одежды узнавали односельчан. Одну женщину узнали по пальто. Место расстрела жены красноармейца Елены Трофимовой и её троих малолетних детей узнали по пилотке со звездочкой. Такую носил её сын, маленький Вовочка.
Не миновала раевских жителей и адская машина. По станице ездила «душегубка». Туда загоняли не только взрослых, но и детей. Станичники вспоминали, как однажды местным удалось выбраться оттуда. Повезло, если можно так сказать, потому что машина подорвалась на мине.
Женщин и детей фашисты использовали в качестве живого щита на железной дороге. Их сажали на рельсах рядом с тоннелями, которые должна была бомбить советская авиация. Наши лётчики видели мирных жителей и улетали. А фашисты оставались их сторожить, чтобы не разбегались. Отступая, фашисты обливали керосином здания, где хранилась пшеница, травили воду в колодцах дустом. Погибли двое детей, пивших из колодца.
Потом уже стало известно, что в станице расстреляли 208 мирных жителей, 108 пленных красноармейцев, 180 станичников погибли в душегубках. Угнано в концлагеря было более 2000 раевчан.