Корреспондент «НР» отправилась на интервью к человеку, которому часто пишут письма неравнодушные новороссийцы, или, как их ещё называют, народные экологи, Олегу Сушкову, Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору (на фото).

В этом году работа сотрудников прокуратуры имеет особый смысл — в России отмечают 300 лет образования органов прокуратуры.

Наша свалка ещё ничего

Олег Владимирович, я попросила участников городского экологического чата набросать мне самые волнующие их вопросы и пришла к вам со списком. Пожалуй, одна из наиболее острых проблем – это состояние городской свалки на горе Щелбе и ситуация со стоками с неё в речку Озерейку. Местные жители настаивают: это не случайность, спровоцированная ливнями в январе, а закономерность. Что показала ваша проверка? 

– Да, мы проводили по этому факту проверку, одновременно подключился к нам и Росприроднадзор. Но было установлено лишь то, что это единичный перелив, спровоцированный ливнями. Накопитель стоков со свалки переполнился, жидкость потекла на землю, попав затем с ручьями в русло реки. Мы обязали руководство полигона устранить нарушение. Но это ни в коем случае не означает, что проблема исчерпала себя. Если местные жители заметят в речке Озерейке тёмную воду, пусть сразу обращаются ко мне, мы продолжим проверку.

– Щелба сейчас уже не городская окраина, Цемдолина вплотную разрослась к этой свалке. Люди придирчиво к ней относятся и хотят, чтобы она была организована по европейским стандартам. Чтобы она не воняла и с неё не стекала мерзкая жижа. Как вы в целом оцениваете состояние свалки на Щелбе?

– Поверьте, это не самый проблемный полигон в Краснодарском крае. Мы неоднократно проверяли его, в большинстве пунктов он соответствует требованиям российского экологического законодательства. Но повторю, что мы не спускаем с него глаз.

– Очень активная экологическая группа проживает в микрорайоне Звёздный в Глебовском. Они даже установили за свалкой в Глебовском видеонаблюдение. Народные экологи уверяли СМИ, что свалка все эти годы продолжала принимать отходы – строительные, а иногда и бытовые. Как сейчас обстоят дела здесь? Эта свалка закрыта полностью или всё же продолжает принимать машины с мусором?

– Закрыта полностью. Запрещён приём любых отходов, в том числе и строительных, и древесных. Если местные активисты выявят факты приёма мусора, ждём их у нас.

– Ещё одна горячая тема, получившая широкое обсуждение в экологическом чате, – возможное строительство концертного зала вблизи с Суджукской лагуной. Люди против этого.

– Да, прямо сейчас мы проводим проверку по этой жалобе. Нас тоже беспокоит то, что строительство может быть в непосредственной близости к Суджукской лагуне, а это, как известно, памятник природы Краснодарского края. Могу сказать, что пока разрешение на это строительство не выдано.

– Группа активистов следит за реализацией ещё одного экологического проекта – строительство очистных сооружений в Абрау-Дюрсо. Последний видеоролик «зелёных» доказывает, что стройка приостановлена, а речка-вонючка продолжает стекать в реку Озерейку. Что вам известно об этом?

– Мы постоянно контролируем эту стройку, неоднократно я лично выезжал с проверкой на гору, где строятся сооружения. Дата сдачи очистных Абрау-Дюрсо – ноябрь 2022 года. Надеемся, что строители уложатся в эти сроки. Так же обстоят дела и с очистными в Алексино – главным объектом, который очищает ежемесячно более 100 тысяч кубов канализационных стоков. Городская власть во исполнение иска природоохранного прокурора обязана провести модернизацию этого объекта с учётом темпов роста Новороссийска. Стоимость одного проекта – более 100 миллионов рублей, он сейчас проходит госэкспертизу. Также в этом году во исполнение нашего иска начнут строиться очистные сооружения в станице Натухаевской, проект уже готов. Без модернизации или строительства очистных нет развития нашего города.

Прокурор пообещал — прорану быть!

«Народная лопата» в законе

– Не могу не спросить у вас в очередной раз о тяжбах по прорану. Упорством экоактивистов, расчищающих проран «народной лопатой», можно восхищаться. Олег Владимирович, так что с прораном?

– Ответчик по нашему иску – Министерство природных ресурсов края – проиграл все суды. Решение об обязании содержать проран находится на исполнении в службе судебных приставов. Я подписал представление на главного судебного пристава края по факту ненадлежащего исполнения его подчинёнными своих обязанностей. А они должны в этом случае привлечь к ответственности должностных лиц министерства, которые не выполняют решение суда, и предупредить их об уголовной ответственности. А последнее решение суда таково: проран должен находиться в открытом состоянии и быть шириной 30 метров.

– Минприроды заказало научно-исследовательские работы по лагуне и прорану, и на это уйдёт год или больше. Как быть в этом случае?

– Да, министерство озадачено, их представители даже приезжали в природоохранную прокуратуру советоваться по факту исполнения решения суда. Исследование лагуны учёными должно завершиться только в 2023 году. Мы считаем этот срок слишком долгим. Но вы же понимаете, что просто послать экскаватор расчищать проран Минприроды не имеет права, за это последует наказание.

«Кристалл» – не пляж, а позор 

– Этой зимой народ стал возмущаться ливнёвкой на Малой Земле, выходящей в море в районе яхт-клуба. Одно время оттуда выплывали в море, извините за правду, фекалии (на фото). Сейчас, слава богу, этого нет, Водоканал нашёл и решил эту проблему. Но само наличие такой сточной канавы на пляже более чем странно и возмутительно, считают люди. А что скажет на это природоохранный прокурор?

– Мне непонятно, зачем там вообще оборудовали зону отдыха «Кристалл». Я хочу ещё раз сказать всем новороссийцам и гостям города: купаться на так называемом пляже «Кристалл», а также в других местах, не имеющих официального статуса пляжа, где выходят ливневые стоки, опасно для здоровья. Мы обязали городскую власть установить в этих местах аншлаги с надписью «Купаться запрещено». И таких ливневых выходов в районе бухты более десяти. Муниципалитет сейчас готовит проектные работы по строительству ливневыпусков, которые необходимо завести в очистные сооружения.

– А где летом купаетесь вы?

– Я купаюсь с семьёй на Суджукской косе, в районе спортгородка, считаю, что там самое чистое море. Иногда езжу в Широкую Балку.

– Кстати, о Широкой Балке. А куда сливается канализация с баз отдыха и пансионатов?

– Более десяти лет назад в урочище начинали строительство глубоководного выпуска, но его так и не завершили, в него ничего не сбрасывают. У каждой базы отдыха есть свой септик, который время от времени опустошают с помощью ассенизационной машины. Однако это каменный век. Безусловно, на таком курорте, как Широкая Балка, нужны современные очистные сооружения. И об этом знает местная власть. С подобными стройками, требующими многомиллионных вложений, обычно пытаются попасть в федеральные или краевые программы. В марте этого года пакет документов по строительству очистных в Широкой Балке администрацией города будет направлен в край с просьбой о выделении средств.

Земли нужно вернуть лесфонду

– Так законно или нет строительство на пляже в Широкой Балке ресторана, против которого в сетях выступил даже Дмитрий Губерниев, известный телеведущий и спорткомментатор?

– Да, мы завершили проверку по этому факту. Участок приобретён физическим лицом у администрации города в собственность, его разрешено использовать под строительство ресторана. В нашей стране запрещено строить на береговой полосе шириной 20 метров, а этот земельный участок находится дальше, на прибрежной полосе. То есть, нарушения закона нет. Тем не менее, мы установили: ресторан строится без согласования с органами рыболовства. Хозяин стройки будет привлечён к административной ответственности. 

– В Абрау-Дюрсо, в устье реки Абравки, также планировали строительство коммерческого объекта…

– Действительно планировали, и это безобразие заметили экоактивисты. Участок под якобы планируемую застройку налагался на речку и, как показала проверка, был сформирован незаконно. Природоохранная прокуратура приняла меры, участок снимается администрацией с кадастрового учёта. Спасибо людям! В Новороссийске у граждан очень активная позиция.

– Знаю, что какие-то тёмные дела происходят в Мысхако с землями лесного фонда, их внаглую разворовывают. Расскажите об этом.

– Действительно, прямо в лесу в Мысхако под застройку определено 73 земельных участка. Их рыночная стоимость – более 500 миллионов рублей. Природоохранная прокуратура судилась по этим участкам более полутора лет. Формирование участков признано незаконным в первой судебной инстанции, признавшей право на эти лесные земли за Российской Федерацией. Впереди ещё апелляционная инстанция и кассация. Посмотрим, чем закончится этот бой. Закон должен восторжествовать!