Нам необходима подпитка любовью и добротой
Признаюсь, я ждала эту выставку, как ждут встречу со старым добрым другом. Когда заранее знаешь, что всё будет душевно и замечательно. Ведь это третья персональная выставка Татьяны Кузнецовой, и я успела «подсесть» на общение с её творчеством. Организатор экспозиции — галерист «Шато Пино» Анжелина Ягодина: — В такое непростое для всех время необходима подпитка любовью, красотой и добротой. Всего этого с лихвой в картинах Тани, и считаю, что общение с её искусством – лучшее лекарство и лучшие витамины для всех нас, — уверена она.
Журналист Виктор Савельев, поздравляя Татьяну на открытии выставки, передал ей привет от председателя Творческого союза художников Кубани, который, к сожалению, не смог приехать сам. Виктор Викторович выразил пожелание Татьяне и её коллегам-живописцам побольше рисовать современный Новороссийск, улицы которого почему-то не часто вдохновляют художников. Но собравшиеся ему тут же возразили, показывая на Танины пейзажи окрестностей Новороссийска, Верхнебаканского, Широкой Балки.
«Сюда меня привёз мой муж, с которым мы познакомились во Владимире, где я училась в педагогическом институте на худграфе. А родилась я в Туркмении. Но Новороссийск считаю своей родиной. Здесь родились мои сыновья, здесь в 1988 году, я устроилась работать в 14-ю школу учителем рисования и черчения и проработала вплоть до прошлого года. Здесь всю себя, можно сказать, отдала школе искусств посёлка Верхнебаканского, и сейчас продолжаю заниматься с детьми в изостудии при Доме культуры. Да, Новороссийск — моя родина», — рассказывает о себе Таня.
Надо сказать, что 14-й школе повезло с Татьяной Павловной, она из категории учителей, которые сердце отдают детям. Ребята обожают её. А как Таня оформила фресками в силуэтной технике кабинет литературы! А панно в вестибюле младшей школы! А когда Таня выпускала свой потрясающий 11 «А», она каждому ученику подарила его портрет-шарж!
Приятно познакомиться, Сергей – Муж и Муз
Посетители надолго задерживаются у картин. Вот работы с пейзажами средней полосы – берёзы, храмы, прозрачное небо. А это уже местные виды – горы, море. Вижу, что директору школы № 14 очень нравятся картины с изображением цветов, особенно «Сирень». Лично я прямой наводкой иду «здороваться» со своей любимой картиной, я по ней соскучилась. На ней седые сумерки, на влажный остывший луг наполз туман, корова припозднилась, пасётся, за ней пришла хозяйка, сейчас погонит домой. Ничего особенного, но бог мой, как сжимается сердце – ведь это такое всё родное, и кажется уже слышишь и глухой колокольчик на шее коровы и протяжное: «Ночка, домой!» Наваждение!
А вот портреты – о! знакомые лица! На мужских портретах – сплошной Сергей. «Сергей в чалме», «Сергей в тельняшке», «Сергей у моря» … Это муж Тани, она называет его «мой Муз», он всегда рядом. Вот и сейчас он около неё – охраняет, снимает на видео, следит, подсказывает…
— Серёжа, как ты себя ощущаешь в Таниных картинах? – спрашиваю.
— Прекрасно! Каждый раз открываю в себе что-то новое! – отвечает, а у самого улыбка от уха до уха, в глазах – гордость.
Такой же вопрос задаю подруге семьи Оксане.
— Я поразилась, когда узнала себя на этой картине. Это так…тепло здесь, — говорит она, кладя ладонь на грудь и зажмуриваясь, — а ещё гордость – ведь я увековечена.
Направляюсь к картине с изображением собаки. Знаю, что это Грета, собака Кузнецовых, её уже нет. Ощущение, что пёс смотрит прямо в душу – мудро, вопрошающе. Рядом стоят учителя из 14-й школы.
— Чем вас зацепила эта работа? – спрашиваю.
— Потому что в ней – Таня, её душа, её доброта, её любовь, — говорит Галина Жеволукова. — Понимаешь, её глаза увидели вот это, и она пропустила это через своё сердце. И получилась картина, в каждом фрагменте которой – Таня. И в этой собаке, и в каждой изображённой травинке, даже в самой маленькой.
— В картинах Тани нет загадок, всё бесхитростно, но в этой простоте – правда как она есть, открытость души, и от этого так тепло около её работ, — подхватывает Ольга Самсонян.
— А мне Танины работы кажутся вкусными, они беспрепятственно заходят через глаза прямо в душу, можно сказать, льются в неё, наполняя добром и светлой любовью. Смотришь на картину – и тонешь в любви. Обожаю, — говорит Нина Возавицкая.
Хочется смотреть и смотреть
Около одного из натюрмортов застыл высокий юноша, обнимая за плечи миниатюрную девушку. О, я знаю его – это же Миша Кузнецов, сын Тани и Сергея. Он тоже рад встрече, знакомит с женой. Любопытствую, что он так пристально разглядывает на картине.
— Вот все эти предметы – настольные часы, портрет, кактус, ваза, — показывает на натюрморт Миша, — окружали меня с детства, знакомы мне, и тут они изображены точь-в-точь, думаю, благодаря мелким таким мазкам, очень фактурно. Но на картине эти вещи всё же выглядят по-особенному, почему-то хочется на них смотреть и смотреть.
Приглядываюсь к полотну: точно, кажется, если погладить изображение вот этой кошки, ощутишь, какая мягкая и тёплая у неё шёрстка. Тихонько трогаю картину – шершавая!
— А ёще здесь цвет необычный, — присоединяются к обсуждению натюрморта девятиклассницы Даша и Виолетта, закончившие в прошлом году школу искусств у Татьяны Павловны, — видите, как перетекает синий от этой вазы на все остальные предметы и как бы связывает их, рождает особую атмосферу.
Спрашиваю, планируют ли девушки заниматься искусством дальше. Отвечают, что пока не решили, кем станут, но в любом случае благодаря Татьяне Павловне любовь к прекрасному, вкус и умение рисовать навсегда с ними.
«Я все та же коза, только мудрее!»
— Таня, — обращаюсь с вопросом к художнице, — на прошлой персональной выставке, пять лет назад, все обратили внимание, что ты часто изображаешь козочек, и ты сказала, что ты любишь этих животных, которым присущи лёгкость, любопытство, шкодность и игривость, и что ты вообще себя ассоциируешь с козой. Что-то изменилось в этом плане?
— Нет, ты знаешь, я всё та же коза, ну разве что чуть помудрее и поленивее!
— Тогда объясни, почему на автопортрете не чувствуется легкомыслия. Ты так серьёзно и сосредоточенно смотришь на себя. Это твоя внутренняя Таня?
— Да, так и есть. Это моя чёртова ответственность.
Те, кто знаком с Таней, знают эту её особенность: при всей открытости, смешливости и лучезарной доброжелательности она беспощадна и требовательна к себе и очень-очень ответственна.
Выставка картин Татьяны Кузнецовой «День за днём» работает в галерее «Шато Пино» до 21 марта. Вход свободный.
Автор текста Ольга Новикова. Фото автора.