Пропал без вести, где похоронен – неизвестно
Не знать своего отца… Каково это? Как жить, не чувствуя любви и поддержки сильного плеча, знать, что никогда отец за тебя не вступится, не научит чему-то очень важному. Это очень страшно, тяжело, больно. Известный новороссиец Виталий Шихман, руководивший много лет новороссийским пивзаводом ЗАО «Пино», своего отца не помнит. Когда началась Великая Отечественная, ему было два года.
– В 1945 году моя мама Вера Михайловна получила извещение о том, что отец пропал без вести на фронте, – рассказывает мне Виталий Ильич. – Поначалу мама его искала, везде писала, но всё без толку. Когда я вырос, стал делать запросы в разные организации, в том числе и в Центральный архив Советской армии, он в 60-х годах находился в Ростовской области, ответ был один – пропал без вести, где похоронен – неизвестно.
Историю папы рассказал герой войны
Виталий Ильич, которому в этом году исполнится 83 года, не скрывает свои эмоции, он откровенно рассказывает мне, как он переживал факт безотцовщины, как неуютно и потерянно чувствовал себя среди сверстников, которые росли в полных семьях, как им завидовал.
– Когда мне было лет 15, мы шли с матерью по улице и повстречали мужчину на костылях, у него не было ноги. И он вдруг сказал матери: «Как же Витька похож на своего отца!», – вспоминает Виталий Шихман ту судьбоносную встречу. – Потом этот искалеченный человек стал пересказывать историю гибели отца. Мол, какой-то его боевой товарищ рассказывал, что отец с другим бойцом были отправлены в разведку. Начался обстрел, папу ранило. Товарищ не смог тащить его на себе, спрятал в кустах. Вероятно, папа тогда и погиб. Вот что я помню из того разговора.
Весть прилетела из Израиля
Виталий Ильич рассказывает, что всю свою сознательную жизнь мечтал найти могилу отца, жил с осознанием того, что не всё сделал в этой жизни. Но время шло. Шло слишком быстро.
Вот и накатила старость. Однако жизнь ему приготовила невероятный сюрприз в эти почтенные годы.
– Моя племянница Лариса, проживающая в Израиле, недавно занялась составлением семейной родословной и наткнулась на программу, в рамках которой создавался список евреев, погибших в период Великой Отечественной войны, – продолжает Виталий Ильич. – Она нашла в списках фамилию моего отца, Шихмана Ильи Хаймовича. Племянница позвонила супруге моего сына, Ирине, и рассказала, что из этих документов узнала, где захоронен папа – в городе Черкассы Черкасской области Украины.
Виталий Ильич тут же связался с племянником по линии его супруги, который проживал в тех краях, и направил его к братской могиле отца.
– И действительно, племянник нашел обелиск со списком захороненных в той братской могиле. Здесь была и фамилия отца, только написана с ошибкой – там значилось не Шихман, а Шухман Илья Хаймович. Тогда стало понятно, почему все эти годы я не мог его найти, – продолжает он. – Как сказал мне племянник, он переговорил со смотрителем кладбища, тот поднял документы на мемориал, в них фамилия отца была написана верно. Совпали и другие данные на папу – дата его рождения, имя его законной супруги, моей матери Веры Михайловны, проживающей в Новороссийске. Смотритель связался с местной администрацией, и ошибку в фамилии исправили. Родственник даже прислал мне фотографию обелиска с правильным написанием фамилии отца.
Теперь вздохну с облегчением
– Что я чувствую? – отвечает Виталий Ильич на мой ожидаемый вопрос. – Огромное облегчение! Мне за восемьдесят. И вот я, наконец, увидел могилу своего отца. От этой мысли у меня замирает сердце… Я пронёс через все эти годы и сохранил по сей день потрясающие чувства к родному человеку. Хотя я его никогда в жизни не видел.
Что ещё можно сказать? Пусть покоится с миром красноармеец Илья Хаймович Шихман, в молодости заготовщик обуви славного предприятия «Новорособувь», отдавший свою жизнь за Родину, нашу великую страну Советский Союз, и представленный посмертно, в 1942 году, к награде медалью «За боевые заслуги». Я счастлива за Виталия Ильича, который теперь может вздохнуть с облегчением.
Эта история известного новороссийца – надежда тем, кто ищет своих родных и не может их найти. Не стоит отчаиваться, мои дорогие, возможны и такие вот ошибки – в фамилии, имени бойца. Нужно, нужно искать и не сдаваться. Несмотря на то, что прошло столько лет.